Парикмахерское искусство времени Возрождения


В истории общественной жизни, культуры и искусства после средневековья чрезвычайно прогрессивным этапом стало время Возрождения (Ренессанс). Это была эпоха географических открытий, интенсивного развития городов, которые формировались по принципу самоуправления. Это был период формирования наций, ломания старых феодальных отношений, период формирования нового мировоззрения, новой гуманистической культуры.

Вопреки религиозному диктату культура времени Возрождения, обращаясь к античным источникам, утверждала земную жизнь, прославляла человека как личность. В ней зародилось понятие «гуманизм». Утверждая свои права, на первый план вышел человек. Вызывали восхищение ее всестороннее развитие, духовная и физическая красота.

Ренессанс по парикмахерскому делу. В парикмахерском искусстве доминировали утонченность и изысканность : хохолки, завивка от волновой к мелкой крутой. Стрижки разных видов сочетали с крутой завивкой на папильйотки. Большого значения предоставляли присмотру за бородой и усами, главным условием красоты которых был равномерный цвет. Да, с появлением первой седины бороду полностью красили в светлый цвет, иногда с голубым оттенком. Женские прически были более декоративными, изобретательными и индивидуальными — у них отображались вкус и фантазия парикмахеров. Использовали искусственные косы, для них итальянские мастера придумали специальный футляр из белого шелка, обмотанный белой лентой крест-накрест.

Италия раньше других государств и полнее всего пережила время Возрождения. Милан, Венеция, Палермо, Генуя и другие крупные города этой страны стали центрами ремесел, банковского дела, производства, искусства, моды. Центром ранней моды Ренессанса считается Флоренция, которая имела большое влияние на распространение вкусов во всей Италии.

Идеал итальянской красавицы — высокие женщины с пышными формами, тонкой талией, длинной шеей, утонченными чертами лица, высоким челом, золотистыми длинными волосами. Мужчины — крепкие, широкоплечие, мужественные, с достаточно длинными волосами.

Глубокое декольте в женских платьях красиво сочетало с длинными роскошными волосами. В моде было открыто высокое чело, потому волосы над челом подбривали над краем его роста. Женщины пытались предоставить волосам приятного золотистого оттенка — от медово-пшеничного к золотисто-каштановому. Увлечение светлыми волосами привело к тому, что в Венеции на крышах домов начали сооружать легкие будочки из досок и без крыши.

В них часами сидели женщины, закрытые от посторонних глаз, которые подставляли под солнечные лучи волосы, смоченные разнообразными растворами. После этих волос приобретало яркий золотистый с рыжим оттенком цвет. Позже этот цвет получил название «тициан». Для более равномерного обесцвечения волос раскладывали на широких крисах шляп без донышка. Состав смеси для освещения волос парикмахеры держали в секрете. Для предоставления медного оттенка использовали настои шелухи лука. Прически итальянских красавиц замечательно воссоздал на своих полотнах Сандро Ботичелли (рис. 2. 14).

На картинах мы видим хорошие волосы, заключенные в прически из кос со сложным плетением в сочетании с жгутами, свободными пасмами, украшенными жемчугами, лентами. На одной из таких причесок есть прямой пробор, вдоль которого заключен ряд жемчуг, который заканчивался на маковке фероньеркою (брошкою из камней) в виде цветка; из-под нее торчал пучок пера. С обеих сторон от пробора на гладко зачесанных волосах заключены по три тонких косички. Концы волос завязаны в узлы. Волосы спадают мягкими волновыми линиями. На затылке в виде ободка заключена коса, также украшенная жемчугами и лентой. Заканчивается коса сложным узлом, из которого, как будто пламя, вырывается волновое пасмо. Вокруг косы — гладкое пасмо, перехвачене в нескольких местах лентой. Дополняет прическу длинное пасмо, перевязанное лентой на уровне шеи. Два насма, заплетенные в косички, обвитые на шее, как бусы, и заканчиваются на груди кистью из волос.

В 1485 году С. Ботичелли создал портрет Симони Веспуччи, на котором мы видим очень сложную прическу. Чело открыто, прямой пробор украшено жемчугами. С обеих сторон от пробора спущены пасма, завитые в виде мелких волн. Широкое пасмо волос сбоку мягкой линией входит в середину косы, размещенной на затылке в виде ободка. Заканчивается пасмо завитками, которые свободно спадают. В середине косы в виде пучка заключенные пасма, перехваченные лентой. Уздовж спины спущено длинное пасмо волос, перевязанное крестом. С одной стороны свисает тонкая косичка, украшенная жемчугами, что заканчивается маленьким пасмом, которое напоминает кисть. Под подбородком, вокруг шеи, на манер средневекового «барбета», заключено плоское пасмо волос (рис. 2. 15 я).

Подобное решение, которое напоминает «барбет», можно увидеть на портретах работы Леонардо да Винчи. В Чечилий Галлерани, которая держит на руках горностая, гладкое пасмо волос изысканно обматывает хрупкую шею. Традиционный прямой пробор симметрично разделяет прическу на две части. Прозрачную вуаль, накинутую на волосы, поддерживает шнурок (рис. 2. 15 б). Для сложных причесок нужно было большое количество волос, потому часто пользовались дополнительными деталями в виде готовых пучков, шиньонов, кос, жгутов и др. (рис. 2. 16).





Вернуться назад