Парикмахерское искусство Средневековья

Главная - Культура - Парикмахерское искусство Средневековья

Неразрывное стилистическое единство искусства всех видов — отличительная черта любой эпохи. Не обошла эта черта и средних веков. Рассматривая моду как вид искусства средневековой Западной Европы, можно исследовать ее развитие в течение веков.

Средние века — важный этап в развитии мировой культуры. В Западной Европе это эпоха традиций и запретов. Средневековье имеет три этапа своего становления : «детство» — дороманський период, V -Х ст. ; «юность» — романский период, Х-ХИИИ ст. ; «зрелость» — готический период, ХИИИ-ХV ст.

Церковь в начале V ст. стала большим землевладельцем за счет конфискованных владений языческих храмов, покупки земли и подарков набожных людей. Царская и духовная власти на то время были связаны между собой. Образование и культура подчинялись интересам правящей верхушки. Культура раннего средневековья развивалась параллельно со становлением феодализма в новых государствах Западной Европы Х-ХИИИ ст. (Италия, Германия, Франция, Англия, Испания и др. ).

Одним из постулатов церкви стал постулат о «греховности» человеческого тела, которое отныне является не предметом созерцания и гордости, а истоком и вместилищем «греха». В быту преобладала длинная мешкообразная одежда, которая скрывала естественные формы тела, а волосы, которые церковь провозгласила признаком и символом искушения и беды, закрывали разнообразные покрывала и глухие колпаки. Закрытые волосы символизировали пидкоренисть женщин мужчинам, а распущено стало признаком грехопадения. Но в раннем средневековье и сама церковь видела в свободно ниспадающих волосах девушек символ не так грехопадение, как духовной чистоты и целомудрия, а в период позднего средневековья вынуждена была смириться с такими прическами у королев как с признаком сословных привилегий.

Во времена династии Меровингив (481-751 гг. ) женщины носили волосы, которые свободно спадали, и ничем его не закрывали. В торжественных случаях они украшали волосы узкими металлическими, порою золотыми, обручами, цветами и лентами. Женщины также завязывали волосы на затылке за римской модой или же прикрывали его платками.

Для моды V -ИХ ст. характерные упрощения форм, относительно простые ткани. Шелк был доступным лишь знати. Одежду шили длинным, к земле. Христианская церковь была довольна: греховное тело человека закрывалось, светская одежда стала почти такой, которую носили монахи. Прическа как часть туалета играла очень важную роль. Длинные волосы оставались наикратчайшим украшением мужчин германского племени, знаком независимого состояния. Во времена королив-конунгив его закручивали высоко над головой, завязывали в «хвост», распускали по плечам и спине. Бороды разделяли на пасма и перевязывали шерстяными или золотыми нитями. В VИИИ -ХИ ст. волос то подстригали «кружком» и завивали волнами, то опять отращивали и делали «хвост» на затылке.

К волосам относились уважительно и робко, как к чуть ли не самому ценному, чем владел человек. Нельзя было без надобности касаться чужих волос, азартно хвататься за него в драке, выбрасывать срезанные волосы (его следовало закопать в землю, то есть захоронить). За некоторые преступления людей карали, обрезая волосы полностью или частично — насильственно брили колдунов и изменчивых жен. Вместе с тем пасмо волос дарили друзьям и любимым; волосы также официально дарились вассалом сюзерену, посвящалось Богу при вступлении в монастырь. В некоторых монастырях срезанные волосы берегли, а со временем умершего монаха или монахини прятали вместе с их волосами, привязанными по пояс.

Из волос делали амулеты, сплетали изобретательные цепочки и обручальные кольца. Мода на такие «реликвии» оказалась достаточно стойкой; даже в XIX ст. локоны носили в медальонах и делали из них украшения. Прически дополняли диадемами из тканей и венками, которые плели из мелких мальв, маргариток, барвинка, васильков. Девушкам, которых в средневековье считали за земных янголив, следовало ходить простоволосими, с цветами и лентами на голове. У всех без исключения христианских народов такая прическа символизировала целомудрие. Женщины заплетали и закручивали волосы, закалывали длинными булавками, прикрывали маленькими шапочками-скуфейками, платками и вуалями. Блестящие обручи из серебра и меди, царские золотые венцы с изумрудными очками и шелковые диадемы надевали на матерчатые головные уборы.

Мужские прически времени раннего средневековья в Западной Европе, как и одел, были тесно связаны с византийскими и «варварскими». Мужчины присматривали свои волосы. В УИ-УИИИ ст. среди германцев, особенно представителей господствующей верхушки, преобладал обычай носить длинные волосы. Его связывали тесьмой или надевали обруч. Подобные прически носили с небольшим хохолком, который формировали из отдельных пасом. Более поздние волосы разделяли на прямой пробор. В этот период встречались и подкороченные прически. Волосы доходили до мочки уха или же уха были полностью открыты. Расчесывали волосы от маковки во все стороны. На чело спускали короткий хохолок. В течение всего раннего периода средневековья прически из длинных и коротких волос чередовались. Дополнением к прическам были усы, которые свисали вдоль рта, их носили с бородкой или без нее. С начала раннего средневековья и к VIII ст. хранился кельтский, а потом франкский обычай брить бороды и отращивать усы, завязывать волосы в «хвост». Обычай бриться распространялся все больше, но усы не исчезали. Из X в. стали популярными бороды, дополненные усами. Бороды имели конусообразную, овальную формы или форму лопатки. Знатные мужчины закручивали бороды в локоны (рис. 2. 1).