Парикмахерское искусство в западной Европе XV - начале XVI в.

Главная - Культура - Парикмахерское искусство в западной Европе XV - начале XVI в.

Гуманистическая культура итальянского Возрождения в значительной степени отразилась на развитии и становлении большинства европейских стран. В XVI ст. ведущие государства подхватили эстафету Возрождения. Германия, Англия, Франция, Испания, Нидерланды и другие государства начинают формировать моду противоположного средневековью напрямую. Кроме того, влияние итальянской моды можно было заметить в Германии, испанской — во Франции и Англии. И все же свой национальный колорит не теряло ни одно государство, храня за собой характерные черты.

Германия. Женские прически в Германии были индивидуальны. Чаще всего — это заплетенные в тугие косы волосы, заключенные вокруг председателя или сбоку (рис. 2. 25). Некоторые замужем женщины полностью закрывали волосы головным убором, который напоминал кокон или улитку. Встречались прически, в которых женщины змеевидными волнами завивали волосы и спускали его на плече. Любимыми головными уборами были большие плоские береты, украшенные пером и ценными камнями.

Художники часто изображали обиды современников в библейских и мифологических сценах, при изображении исторических событий, используя аксессуары современной им моды. На полотнах Кранаха Старшего и Кранаха Младший отбит моду Германии времени Возрождения. Например, одетая за последним словом моды немецкого Ренессанса Юдиф из картины «Юдиф с головой Олофер-на» (1530), работы Лукаса Кранаха Старшего демонстрирует прическу, прикрытую сеткой. Сверху надягнено темно-красный бархатный разрезной берет. Пушистые перышки, как будто узоры из снега, густо размещены сверху. Несколько светломедных локонов спадают отдельно от сетки. Гладкий объем волос, что также остался неприкрытым, дает возможность определить, что волосы женщины не заплетено, а опрятно заключено полукругом в сетку (рис. 2. 26).

На портретах Сибилли, Эмилии и Сидоний Саксонских художник только Сибиллу нарисовал без головного убора, ее косы красиво заплетены и заключены сверху от виска к виску. Несколько свободных пасом выпущены из-под плетенки. Над челом, в виде ободка, параллельно косам, прикреплена лента с жемчугами (рис. 2. 26 б).

На рисунках, гравюрах, портретных изображениях своих современников и соотечественников выдающийся художник Альбрехт Дюрер подчеркнул утонченность моды Германии. На его портрете мы видим женщину, которая задумалась; на ее голове — традиционный головной убор в виде пули. Легкая ткань, накинутая сверху, подчеркивает форму убора (рис. 2. 27).

В так называемом «Венецианском портрете молодой женщины» Дюрер подчеркнул красоту медно-рыжих волос, разделенных прямым пробором, видчесаного к затылку и сформированному в объем на манеру итальянской моды. Прозрачная сетка накинута на волосы, из-под нее несколько волновых пасом свободно спадают на виске. Этот портрет является еще одним свидетельством влияния итальянской моды на моду других стран (рис. 2. 28).

Особенно хорошими были прически девушек, их волосы свободно спадали вдоль тела; сверху его украшали цветами, подвязывали лентами, жгутами. Встречались прически с заплетенными на затылке и спущенными вдоль спины косами. При этом прическа начиналась от чела в виде жгута, который перекручивали в направлении к затылку, где и заплетали косу (рис. 2. 29).

Мужские прически в Германии во время Возрождения не были сложными, но имели собственный колорит. А. Дюрер своими портретами подтверждает существование разных модных направлений.

В первую очередь это автопортреты самого Дюрера в разные периоды его жизни. Дюрер считался не последним и модником и, демонстрируя на автопортретах себя, указывал на нюансы изменения моды. На автопортрете в 1498 г. он изобразил себя с длинными волосами ; (рис. 2. 30 а).

Небрежные пасма, как будто змейки, спадают к плечам. Художник одет за итальянской модой. Дюрер надел модный плащ, полосатый головной убор. Волосы красиво вложены мелко завитыми волновыми пасмами, чело прикрыто небольшой плоской чилкою. Вокруг красивых уст усы, которые мягко спадают на, небольшую бородку.

Интересным является другой автопортрет (1500) Дюрера (рис. 2. 30 б). Одел с разрезами, меховой воротник подчеркивает мягкость образа. Над прической, очевидно, работали немало времени. Масса джгутоподибних локонов спадает на плече, а вихрастая чилка как будто противоречит общему образу. Усы и борода небольшие, ухоженные.

Кроме собственных портретов, Дюрер оставил много изображений молодых и летних мужчин. На «Портрете молодого человека» (1512) можно увидеть типичную прическу из продленных волос, ривненько подстриженного и бережно заключенного. Короткий хохолок почти не видно из-под большой шляпы. Лицо гладко выбрито.