Украинские национальные прически - неисчерпаемый источник для современного моделирования

Главная - Культура - Украинские национальные прически - неисчерпаемый источник для современного моделирования

Как сохранить и передать потомкам наилучшие приобретения национальной культуры, которые в течение веков были созданы украинским народом? Что надо сделать сегодня, если бы и завтра не высыхал источник народного творчества? Досадно, но в нашем быту все меньше национальных традиций, люди не чувствуют своего корня и часто ориентированы на унифицированную и стандартизированную массовую моду, культуру. В современной моде причесок не часто можно увидеть отпечаток национальных мотивов. В наше время украинские парикмахеры должны иметь представление о национальных прическах, их разнообразии. В предыдущих учебных программах из изучения исторических причесок больше внимания уделялось древнерусской традиции уборки председателей, а она имела один-единственный элемент — косу.

Теперь взгляды на национальное наследство радикально изменились и есть возможность воссоздать наилучшие народные традиции. Современный мастер прически, работая в Украине, должен воссоздавать в своих моделях национальные черты. Источником новых разработок могут быть не только национальные прически, но и одежда, украшения, головные уборы. Объединяя новые разработки моделей причесок с одеждой, появляется возможность создать новый образ украинской моды.

Из седой древности, из едва примерклих со временем фресок, из легенд, сказок, песен и научных исследований приходят к нам обиды и настроения далекого прошлого. Украинская народная одежда, головные уборы, прически, обувь формировались под воздействием климатически-географических, социально-экономических обстоятельств, складностей политического и культурного развития. Постепенно образовались композиционно-структурные закономерности наряда, образная система декора, яркая цветная гамма.

Более стойким относительно сохранения и развития давних пластов искусства народного моделирования оказался крестьянский образ. На основе сохраненных достопримечательностей ХVИИИ -ХИХ ст. можно утверждать, что «украинский кантри» имел четко выработанные композиционно-колористические закономерности и структуру, принципы формотворення. Этот ансамбльный вид искусства отбивает образное мышление народа, высокие критерии его морали и трудолюбивости. Создавая настоящие шедевры искусства, народные мастера чрезвычайно тонко чувствовали линии, силуэт, формы, пропорции, ритм, цвет и гармонию отдельных частей творения. На протяжении веков производились традиции народного моделирования.

Общественно-экономическое и культурное развитие древнерусских земель и политические условия определили процесс обособления отдельных частей древнерусской народности и возникновения предпосылок для зарождения на ее основе украинского, русского и белорусского народов. Близость этих народов и языком, и местожительством, и характером и историей вызывала общность многих видов одежды и причесок.

Украинское дворянство, которое подражало иностранным образцам, носило одежду, отделку и прически, в которых самобутни украинские элементы сочетали с польсько-литовськими и венгерскими.

Украинские украшения, которые дополняли одежду и прически, были колоритны, неповторимые, храня в себе фольклорное тепло народа. Используя национальные образцы в современных решениях, можно не только воссоздать украинское культурное наследие, но и показать ее красоту и индивидуальность. На основе фольклорной моды можно создать современные силуэты свадебных, праздничных, фантазийных, вечерних и повседневных причесок.

Важным этапом развития народных традиций является творческое сотрудничество художников-модельеров, конструкторов, технологов и исполнителей. Необходимо, чтобы к этому семейству творцов присоединились и модельеры-парикмахеры. Вот тогда созданные модели будут действительно единственным ансамблем в образе нашего современника. Примером этого могут быть разработки современных стильных причесок. Да, если взять за основу свадебный наряд молодой из Гуцульщини конца XIX ст. (рис. 7. 10), то можно разработать современную свадебную прическу за новыми технологиями (рис. 7. 11 а, б).

Женщины на Полесье талантливо связывали председателя платком, украшая ЕЕ цветами (рис. 7. 12). Воспользовавшись таким решением, можно создать интересную вечернюю прическу (рис. 7. 13).

Женщины Станиславськой области в начале XX ст. увлекались оплит-ками (рис. 7. 14), что в наше время можно с большим успехом позаимствовать для моделирования причесок для невесты (рис. 7. 15).

Улюблениця украинского народа Роксолана даже за пределами родины оставалась человеком, которому и до сих пор пытаются наследовать. Свою любовь к Украине эта женщина пронесла через всю свою жизнь. В портретном изображении Роксоланы, одетой за восточным стилем (рис. 7. 16), прослеживается украинское настроение и колорит, который легко можно превратить в современные мотивы (рис. 7. 17 а, б).