Категории «трагическое» и «комичное»


Обратившись к человеку, к ее моральным и социальным проблемам, искусство стимулировало возникновение особенного его вида - драмы в двух разновидностях: трагедии и комедии, с которыми связанное становление еще двух эстетических категорий, - трагического и комичного.

Аристотель, анализируя сущность поэтического познания человеческого мира, к которому относит и драму, определяет его значимость. Поэзия для него, - философичниша и серьезнее истории, потому что говорит больше об общем, тогда как история - лишь о единичном. Именно это свойство связывало драму, например, с тем, что она не просто воссоздает реальные события жизни, истории или человеческих поступков, но и исследует, ищет их причины. Развитие драматического связан с познанием закономерностей и движущих сил человеческого поведения. Важнейшим достижением драматического искусства является выявление противоречия как движущей силы человеческой истории.

Драматическое искусство зародилось в Давней Греции на почве культовых праздников, связанных со смертью и воскресеньем бога Диониса. Скорбь по поводу смерти и радость в связи с воскресеньем, эмоциональное возбуждение и освобождение от эмоционального напряжения - такие основные предпосылки драматического действия, которые сформировались еще в древних мистериях. Следовательно, драма - это прежде всего действие. Действие героя, личности, в которой обязательно есть конфликт, то есть ситуация противоречия; действие всегда приходит к завершению, поскольку имеет какую-то цель, пусть даже фиктивную или мнимую. С достижением цели или отказом от ее осуществления кончается и действие - такие общие законы драматургии как для трагедии, так и для комедии.

Драматическое искусство возникло сначала в форме трагедии, потом появилась и комедия. Новые времена дали нам еще одну разновидность - драму в узком смысле слова. Определяя разницу между этими видами драматического искусства, Гегель отмечал такие наиболее значимые ее особенности: в основе трагедии лежит конфликт, который касается субстанциональних сил человека и общества; обобщенно его можно определить как конфликт между свободой действия человека и объективной необходимостью, которая противостоит этой свободе. В комедии, напротив, конфликт связан с субъективностью или внешним случаем, которые воспринимаются ошибочно как существенные. Драма в узком смысле слова является чем-то средним между трагедией и комедией, имеет огромное количество модификаций.

Классические формы трагических конфликтов, воплощенные в произведениях искусства, свидетельствуют о растущем понимании человечеством противоречия между свободой человеческой деятельности и поступков и объективной действительностью, которая противостоит воле человека.

Исторически первой формой трагического конфликта является конфликт жизни и смерти. Трагичность смерти могла осознаваться лишь на фоне уже осознаваемого бессмертия человеческого рода, которое стало возможным лишь благодаря истории, то есть трагическое самосознание было эстетической формой исторического сознания.

Однако истинный трагизм возникает в ситуации, когда в центре трагической коллизии - свободно действующая личность. Гегель, в связи с этим, разъясняет разницу между несчастьем и трагедией : досадные неприятности могут случиться с человеком без всякого содействия с ее стороны, без любой вины, просто в результате совпадения внешних случайностей, каких-то обстоятельств (болезнь, потеря богатства, смерть и тому подобное). Действительно, трагическое страдание накладывается на индивидов только как следствие их личных действий, направленных на отстаивание чего-то всем своим существованием; это такой же мерой оправданно, как и преисполнено вины.

Следовательно, лишь личное действие героя создает трагическую коллизию - коллизию свободы и необходимости. Понимание пределов свободы и необходимости определяется уровнем развития социальной практики и исторически конкретными формами социальной активности личности. Если обратиться к античной трагедии, то в ней необходимость воспринималась как рок, судьба, то есть она осознавалась как неизбежность наступления определенного события. Поскольку судьба - это объективная обреченность событий, то в основу коллизии античной трагедии чаще всего закладывалось незнание как причина негативного поступка, а соответственно и трагической вины героя.

В XX ст. западная эстетика изменила свои представления о трагическом сравнительно с классическим его пониманием. Внимание сосредоточилось по большей части на внутренних личных переживаниях. Исторические события, социальная ячейка хотя и воспринимались как необходимы, и все же считались внешними обстоятельствами, которые не обусловливают суть трагического конфликта. В классических системах трагическое представлялось каким-то перекресткам самых общих противоречий между идеальным и реальным, индивидом и обществом, старым и новым порядками, между стремлениями человека и «хитростью» мирового ума и тому подобное. История будто наполняла трагическое содержанием. Творцы же нового искусства и авторы современных эстетических теорий указывают на другую причину глобальной важности, которая обусловливает трагичность человеческой жизни. Отыскивают они ее в каких-то постоянных, вечных условиях существования. При этом заметим, что современное понимание трагического обозначено крайним пессимизмом. Нищета индивидуального существования, поражения, которые постоянно преследуют человека, совсем лишены оправдательного космического и справедливого порядка, как это было у античности, или какой-то исторической целесообразности, что неподвластная пониманию отдельной личности. То есть попытки постигнуть трагизм без его позитивного решения или оправдания.





Вернуться назад