Основные художественные направления Нового времени

Главная - Культура - Основные художественные направления Нового времени

Барокко - художественное направление, которое сложилось в Италии в 80-90-ые годы XVI ст. Родоначальниками его считают Тициана, а еще больше Караваджио. В начале XVII ст. у этих итальянских мастеров учился 23-летний фламандец Рубенс, впоследствии один из самых выдающихся представителей барокко. Фигурой, которая соединила время Возрождения из барокко, был гениальный Микеланджело.

Чем отличается стилистика барокко от ренессансной? Прежде всего нарастанием драматизма и даже трагизма мировосприятия. Для барокко характерная особенная композиция, где детализация и орнаментирование подчинены ансамблю. Усложненная драматургия художественного замысла ровной мерой свойственная и архитектуре (Дж. Л. Бернини), музыке (А. Вивальди), литературе (П. Кальдерон), декоративному искусству. Барокко - внутренне противоречивое течение, которое уже в начале XVII ст. представляли два варианта, : официальный и оппозиционный. Первый связывался с католической церковью и общим процессом Контрреформации в Европе. Кризис Возрождения и наступление Контрреформации предопределялись причинами социально-экономического, политического и культурного характера, были реакцией на возрождение католической церкви и феодального общества. С 1542 г. утвердилась инквизиция. Жертвами ее стали такие выдающиеся деятели позднего Возрождения, как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно. в 1559 г. папа римский Павел IV утвердил Индекс запрещенных книг, который значительно усилил цензуру католической церкви. Она, подчеркивая «духовный характер» своей миссии, продолжала оставаться опорой феодальных основ общества. В пределах официального барокко, особенно же в XVII ст., формировались «героический» и «идеальный» стили. Барокко стало господствующим во всех католических странах Европы. Видя в нем идеальную способность искусства мощно влиять на эмоциональный мир человека, католическая церковь всячески способствовала распространению этого стиля и вне Европы, в частности в испанских колониях в Америке. Современные художники латиноамериканского континента видят в барокко истоки своего национального искусства (Д. Сикейрос, X. Ороско и др. ).

Что же касается другого, можно сказать оппозиционного, напрямую барокко, то его вернее было бы назвать народным или даже плебейско-народным, поскольку представители его ориентировались на «низкую натуру», стремились создавать народные типы, отображать народные мысли и чувства, совершенствовать жизненное толкование религиозной тематики. Это направление приобрело медленно широкую демократичность, вобрало национальные черты, сыграло особенную роль в деле олицетворения европейских национальных культур. К нему близкими были своим творческим кредо такие непревзойденные мастера кисти, как Рубенс и Веласкес, Франц Гальс и Рембрандт. Именно их захватывала героика сильных, смелых, физически полноценных людей, которые совместными усилиями рьяно и страстно добиваются победы. Все най-новитниши на то время средства художественной выразительности подчинялись раскрытию красоты активного, преисполненного драматизма человеческой жизни.

Барокко существовало в течение почти двух веков. Правда, в XVIII ст. искусство вообще начало терять жесткие стилю признаки, потому и не удивительно, что рядом с барокко возникли тогда рококо как вырождения барокко, классицизм и голландский бытовой жанр, появился сентиментализм, порожденный идеологией Просветительства.

Рококо, с точки зрения эволюции формы (динамика, ритм, соотношения целого и частей), генетически связанный из барокко. Однако могучую пространственную динамику, поражающие контрасты и пластичную игру форм, что свойственные барокко, изменил стиль, который вроде бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, плетет кружевные узоры, достигая в этом вершин виртуозности, утонченности и блеска, однако окончательно теряет характерные для барокко монументальность, силу и степенность.

Музыка, особенно программная от Баха к Бетховену, созвучная бароковий суткам. Напряжение страстей, внутреннее борение, глубокие и пылкие чувства - вот которым является внутренний мир человека, захваченного стремительным течением жизни. Все это чувствуется и в могучем дыхании классической музыки XVIII ст.

Классицизм - художественное течение, которое возникло во Франции в начале XVII ст. как национально-государственное направление в искусстве. Класицистични традиции закладывались еще в XVI ст. в Италии среди гуманистов, которые стремились выявить и осмыслить основные закономерности и художественные задания искусства античности и Возрождения, создать теорию искусств, национальную литературную основу и новый драматический театр.

Классицизм формировался в борьбе из маньеризмом и барокко. Он отображал интересы буржуазно-аристократической олигархии, которая сложилась во Франции в начале XVII ст. Францией в XVII ст. правил король Людовик XIV. Он имел добрую поддержку горожан в борьбе с феодальной знатью, которая неоднократно пыталась ослабить королевскую власть. Значительное влияние на классицизм оказала философия рационализма Рене Декарта. Имел классицизм и своего идеолога в лице кардинала Ришелье, в каком 1627 г. пригласил к Парижа король Людовик XIII. Принципы классицизма были очень близкими кардиналу, который ставил целью себе идею централизации в государственных и экономических вопросах, в сфере общественной жизни и духовной культуры. Для руководства общественным мнением Ришелье учредил газету «Gazette dе Fгаnсе», для чистки и обогащения языка создал Академию литературы. Признавая несравненное агитационное значение театра, в котором должна проводиться идея победы государственной обязанности над правами личности и где преимущество должно предоставляться вымышленным, однако умным сюжетам над пусть правдивыми, но такими, которые не отвечают требованиям ума.