Структура эстетического сознания

Главная - Культура - Структура эстетического сознания

1. Эстетический вкус

Категория эстетического вкуса появилась в европейской науке в XVII ст. как результат развития новых течений искусства XV - начала XVII в., которые ломали старые каноны и порождали потребность в универсальных критериях их оценки. С другой стороны, развитие индивидуальности, основанное эпохой Возрождения, ставило вопрос о возможности субъективной, самостоятельной оценки художественного произведения, которая основывается на чувстве эстетического удовольствия или вкуса. Но как тогда быть с пониманием универсальной природы вкуса, если оценка имеет абсолютно субъективный характер? Такой вопрос был достаточно непростым для науки XVII - XVIII ст. И особенный взнос в решение его внес выдающийся немецкий философ И. Кант. Предшественники Канта уже предприняли шаг до переоценки чувственного и иррационального, что представляло основу нового представления о человеке. Они определяли вкус как способность интуитивно чувствовать прекрасное, как чувство, что свободное от любых утилитарных рассуждений и независимое от суждений ума.

Кант считал, что существенным эстетическим фактором вкуса является чувство удовольствия, которое сопровождает созерцания прекрасного. Незаинтересованный характер, что свойственный этому чувству и который отличает его от утилитарного и морального чувств, определяется Кантом так, как и его предшественниками. Чувства прекрасного лежит в почве вкуса. Именно от него зависит суждения последнего. Однако, если эти суждения, невзирая на их индивидуальный источник, содержат в себе принципы всезагальности, что предоставляет им безграничную достоверность, то этот принцип всезагальности должен быть присущим самому эстетическому чувству. Кант считал, что чувство удовольствия вызывается всезагальною целесообразностью, которая существует субъективно как форма априорного принципа сознания и объективно, - как чистая форма предмета. Следовательно, можно утверждать, что присущее нам эстетическое чувство или чувство удовольствия является осознанием целесообразности предмета.

Однако окончательное решение этого вопроса еще и доныне носит дискуссионный характер. Вопреки известной латинской пословице - «о вкусах не спорят» скажем: спорили и достаточно бойко спорят.

В чем же причина такого противоречия? Признание права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и несогласие принять чужую эстетическую оценку, из второго? Сразу оговоримся: в жизни есть сфера, где о вкусах действительно не спорят, потому что спорить было бы неумно. Но это сфера чисто физиологичного ощущения - что вкусно, а что невкусно. Это скорее не вкус, а вкус, которому предоставляется преимущество, : сладкому или соленому, горькому или кислому, холодному или горячему и тому подобное. Такие характеристики предметов не имеют общественного содержания, а потому и не касаются интересов другого человека.

Совсем другое - вкус эстетический. Он также глубоко индивидуальный, однако принадлежат совсем к другой сфере - сфере общественной, социальной. Эстетический вкус не является прирожденным свойством человека и его нельзя возводить к психофизиологическим реакциям. Это социальное, духовное качество человека, который формируется, как и много других социальных качеств, в процессе воспитания и учебы человека.

Эстетический вкус является одной из важнейших характеристик личного становления, которое отбивает уровень самоопределения каждого отдельного человека. То есть эстетический вкус не сводится к способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной эстетической ценности. Поэтому вернее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем же к саморазвитию и самовоспитанию.

Действительно, человек, которому свойственное чувство эстетического вкуса, выделяется среди других определенной завершенностью, целостностью, то есть является не только человеческим индивидом, но и личностью. Разница заключается в том, что вне индивидуальных признаков - пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики - личность владеет также индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется определенными социальными ценностями и вкусами.

Становление личности - процесс длительный, который, собственно, не завершается до последних дней жизни человека. Однако есть вековой предел - от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе и эстетический вкус. Ценность каждой личности и заключается именно в ее неповторимости, своеобразии. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентаций. Следовательно, создается уникальность условий формирования каждого человека. И эстетический вкус при этом становится не только инструментом создания такой уникальности, но и средством ее об'ективаций, общественного самоутверждения. Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то это прежде всего проявление всеядности, то есть принятие человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Именно всеяднисть характеризует недостаточность личного отношения к миру, неспособность отобрать из богатств культуры те ценности, которые в наибольшей степени развивают, дополняют, шлифуют естественные наклоны, способствуют культурному, моральному, профессиональному совершенствованию личности.