Эстетика ХХ ст. : художественная практика

Главная - Культура - Эстетика ХХ ст. : художественная практика

1. Абсолютизация формально-технических поисков

в искусстве XX ст.

Рассмотрение в предыдущих разделах исторических закономерностей развития искусства XIX и предыдущих веков убедительно свидетельствует о господствующем положении реализма в истории художественной культуры. Что же касается XX ст., то здесь картина несколько изменилась. Хотя реализм и остался ведущим творческим методом, однако значительные усилия художников отдаются или формально-техническим поискам, или исследованию субъективно-замкнутого мира человека. Отмеченные тенденции нашли проявление в отрицании объективных источников художественного образа, в искусственно усложненной форме, в символике слова, цвета, звука, лишенных общечеловеческого содержания, в конце концов - в разрушении традиционной гармонии искусства.

Среди нереалистичных художественных направлений, которые складывались в начале XX ст. и имели значительное влияние на дальнейшее развитие искусства, следует назвать прежде всего фовизм, футуризм, кубизм, кубофутуризм. Эти направления представлены в живописи, скульптуре, поэзии, музыке большинства стран Европы, в России и в Украине.

В художественной жизни Европы период конца XIX - началу XX ст. обозначен чрезвычайной динамикой, стремительным изменением поколений художников, стилей, направлений. Появляются многочисленные группы и художественные объединения, каждое из которых провозглашает свою творческую концепцию. Утверждение новых принципов в искусстве приобретает «манифестного» характер. Бесспорно, что на формирование авангардистского движения в искусстве XX ст. повлияли как научно-техническая революция, которая закладывала в сознание интеллигенции понятие динамики, движения, новых ритмов, так и философские идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, 3. Фрейда и других всемирно-известных мыслителей.

В сложном, противоречивом ходе художественных событий того времени все же можно было найти своеобразие разграничения между искусством XIX и XX ст. «Осенний Салон» в 1905 г. в Париже, на котором выставил свои работы Анри Матисс. Картины А. Матисса - не только вызов постоянным традициям французской живописи, но и отрицание импрессионизма, попытки вернуться к ярким краскам, рисунку, декоративности. С одной стороны, А. Матисса начинают называть фовистом, то есть диким художником, из другого же - признают как борца за новое искусство. А. Матисс, П. Пикассо, А. Дерн, О. Фриез наполняют свои картины резким «материально ощутимым» светом, начинают изучать искусство «варваров» - полинезийцев, суданцев, дагомейцив, анализируют творческое наследство Поля Гогена, который с таким увлечением относился к искусству примитива.

С 1906 г. активизировались творческие связки между художниками Франции и России, которые дали возможность сравнить художественные школы, творческие манеры, понимание новаторства в искусстве. Этому способствовала устроенная Дягилевим осенью в 1906 г. масштабная выставка русской живописи, на которой выставлялись работы 53 мастеров. Рядом с иконами XVIII - XIX ст., картинами Рериха, Врубеля и Сомовая демонстрировалось и авангардное искусство - «пластичные эксперименты» М. Ларионова и Н. Гончаровой. На то время уже можно было говорить о специфическом пути русского авангарда. Это подтверждают и выставки 1906-1914 гг. в Москве и Киеве : выставка в 1908 г. «Звено» экспонировало работы О. Богомазова, Д. Бурлюка, М. Ларионова, О. Экстерр.

Фовизм А. Матисса был лишь первым толчком относительно развития нереалистичного искусства XX ст. С 1909 г. возможности живописного пространства начали активно исследовать французские художники Пабло Пикассо и Жорж Нехватка. Параллельно с ними в Италии разрабатывалась концепция футуризма (от лат. future - будущее).

П. Пикассо и Ж. Нехватка смело полемизируют из А. Матиссом относительно эффективности колористического «взрыва» фовистив и сосредоточивают внимание на пластичных композициях, ограничивая палитру двумя - тремя цветами, преимущественно черным, серым, коричневым. Впоследствии, в 1911 -1913 гг., они подытожат свои поиски, провозгласив основные принципы кубизма (от фр. cube - куб). К П. Пикассо и Ж. Брака присоединились Ф. Леже, М. Дюшан, Лэ Фокон'е и др., то есть те, кто считал целесообразным отображение действительности с помощью геометрических пропорций, кто пытался переосмыслить «пластичный мир», кто возражал «фигуративнисть» живописи или натурализм. В основе кубизма лежало желание художников реализовать идею геометризируемого изображения действительности. На становление этой идеи значительное влияние имели научные открытия конца XIX - началу XX ст.

2. Абстракционизм

Абстракционизм (от лат. abstractio - отделение) впервые заявил себя в изобразительном искусстве. Позже он распространился почти на все виды искусства. Основателем абстракционизма считается русский художник Василий Кандинський (1866-1944). В 1913 г. внутри абстрактного искусства возникло самостоятельное течение - супрематизм (от лат. supremus - более высокий, пренебрежительный), связанный с именем уже упоминавшегося К. Малевича. Активное участие в формировании абстракционизма как напрямую брали М. Ларионов, Р. Делоне, М. Сейфом и голландские художники группы «Стиль». Значительный вклад в развитие теории и практики абстракционизма внес идеолог группы «Стиль» П. Мондриан, искусство которого сложилось под воздействием идеализма и теософии. Большинство представителей абстракционизма тяготели к крайнему субъективизму, ба даже религиозного мистицизма. Поэтому абстракционизм определенным образом поддерживался религиозными кругами.