Контрольная работа из этики и эстетики

Главная - Культура - Контрольная работа из этики и эстетики

1. Понятие об эстетике и категориях эстетики

Как особенная дисциплина выделяется в 18 в. в А. Баумгартена, который ввел термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственных знаниях".

Эстетика (от греческого - видчуваючий, чувственный), философская наука, которая изучает сферу эстетического как специфические проявления целостного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.

Категории (от греческого - вылов, примета) - наиболее общие и фундаментальные понятия, которые отображают, общие свойства и отношения явлений действительности и познания.

В качестве основных эстетических категорий выступают прекрасное и уродливое, визвишене и низкое, драматизм, трагическое и комичное, героическое и тому подобное.

Категории эстетики раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни - в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре и быту и тому подобное.

В определении категорий эстетики присутствующая как объективная, так и субъективная сторона эстетического освоения. Если к объективной можно отнести научное мышление, которое опирается на общие логические законы и формы мышления, то субъективная сторона - это эстетические ощущения, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы.

Эстетические категории выступают в качестве своеобразных мерил, согласно которых можно делать оценку прекрасного. Еще сызвека большие мыслители брались разрабатывать основные эстетические категории. Искали формулировки, которые бы давали возможность более четко определить, что такое прекрасное, которые есть качественные и количественные формы его проявления, которое выступает в качестве антипода прекрасному, высокому.

Чтобы определить, прекрасно что-то или нет, мы соотносим представление не с объектом с помощью ума ради узнавания, а с субъектом и его чувством или удовлетворение недовольства с помощью воображения. Суждение вкуса потому и не является познавательным суждение: следовательно, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым имеется в виду то суждение, которое определяет примету, которая может быть только субъективной.

Каждый должен согласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому примешивается наименьший интерес, очень страстно и не является чистым суждение вкуса.

Сложность разработки основных категорий эстетики заключается именно в том, что субъективность нередко противоречит объективности.

Суждение о предмете удовольствия может быть совсем незаинтересованным и в то же время очень интересным, то есть, оно не основывается на интересе, но возбуждает интерес: такие все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают какого-либо интереса.

Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным суждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишь связывает его свойству с чувством удовольствия и недовольства.

Если прекрасное вызывает в человеке чувство или удовлетворение недовольства, то возвышенное вызывает в человеке идею о возвышенному Кант пишет: "Отсюда выплывает, что возвышенное надо искать не в вещах природы, а исключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено - решение этого вопроса надо предоставить дедукции".

Домогательство эстетического суждения на загальзначимисть для каждого субъекта, как суждение, что должно основываться на каком-либо априорном принципе. Априорные принципы /от латинского priori из предыдущего/ - понятие логики и теории познания, которое характеризует знание, которое предшествует опыту. В Философии И. Канта априорное знание - условие опытного знания, которое добавляет ему оформленный, общий и необходимый характер.

Хотя суждение вкуса претендует на общий характер, оно по природе субъективно. Это очень хорошо прослеживается на "критику". "Критика" создает определенный кодекс правил, которыми должны руководствоваться люди в оценке прекрасного, эти правила они базируют на логических рассуждениях-понятиях, создавая тем же целую науку о прекрасном, выдавая эти правила за объективные. Хотя они и основывают эти правила на личных суждениях о прекрасном, но сам-те главное в том, что и эти правила не могут ста эталоном в оценке прекрасного индивидуумом, потому что он сам выходит в этой оценке из своих розуминь, вернее, от рефлексии субъекта. "Таким образом, хотя критика, как говорит Кант, может философствовать более правдоподобно, чем повара, все-таки судьба и тех и других одинаковая".

Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с ним одну общую черту - домогательство на всеобщность, но поскольку вкус опирается не на понятие, а на чувство - свободное воображение субъекта, то и суждение вкуса будет субъективной всеобщностью, это можно объяснить тем, что мы вправе допускать, что у каждого человека те же субъективные условия способности суждения, какие мы находим в самом себе. Если суждение, как реальное восприятие, соотнести с познанием, то оно называется чувственным ощущением. Ощущение от продукта природы /цветка/ можно назвать удовольствием наслаждения, удовольствия же от какого-либо поступка, в силу его моральных свойств, есть удовлетворение не наслаждения, а самой зажиточности и соответствия ее с идеей нашего назначения, чувства при этом имеет моральный характер. Удовольствие от возвышенного в природе требует собственного зверхчуттевого назначения и оно имеет моральную основу. Только удовольствие от прекрасного не содержит в себе ни моральных законов, ни элемента созерцания, не носит даже морального характера, оно в первую очередь удовлетворение одной лишь рефлексии. Личные чувства принимают общий характер потому, что мы в своих суждениях считаемся не столько с действительными, скольких с возможными суждениями других, ставя себя на место каждого. Здесь три момента:

1. Иметь собственное суждение, то есть, мысль, свободное от всяческих суеверий, эта способность зависит от ума индивида;

2. Мыслью ставить себя на место каждого другого, способность широкого направления мыслей, то есть, способность сопоставлять свои эмпирические наблюдения с общей точкой зрения. Это и есть способность суждения;

3. Всегда мыслить в согласии с собой, способность мыслить последовательно, это происходит благодаря соединению двух первых моментов. Способность последовательного мышления должна перейти в навык, этим заведует ум. Конечно, суждение вкуса не сводится к пониманию данной формулы, это может служить лишь наглядным теоретическим оправданиям этого чувства, в действительности это все происходит намного сложнее и багатообразнише, но, как пишет Кант, эстетическое суждение вкуса возникает лишь тогда, "когда воображение в своей воле будит ум, а ум без /посредничества/ понятий добавляет игре воображения правильность, представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство целесообразного состояния души".

Прекрасное есть символ морально доброго: и только принимая это во внимание, она и не нравится с домогательством на согласие каждого другого, причем душу осознает и некоторое облагораживание и возвышение над восприимчивостью к удовольствию от чувственных впечатлений и судит по такой же максимальной мерке своей способности суждение о достоинстве других. Прекрасное нравится непосредственно, без всякого интереса, допускает полную волю воображения, субъективный принцип суждения о прекрасном становится общим.

2. Основные категории эстетики, их характеристика

Рассмотрим основные категории эстетики.

Прекрасное - категория эстетики, в которой находят отображение и оценку явления действительности и произведений искусства, которые дают человеку ощущения эстетического наслаждения, которые воплощают в предметно-чувственной форме свободу и полноту творческих и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни, : трудовой, социально-политической, духовной и др. Прекрасное - основная позитивная форма эстетического освоения действительности. В ней находит свое непосредственное отображение эстетический идеал.

Возвишене - эстетическая категория, которая выражает сущность явлений, событий, процессов, которые владеют большой общественной значимостью, что влияют на жизнь человека, на судьбе человечества. События и явления, которые оцениваются как возвишени, эстетически воспринимаются человеком как противостоящее всему заземленному, примитивному, будничному. Возвишене вызывает у человека особенные ощущения и переживание, которое поднимает его над всем примитивным, ведет человека на борьбу за высокие идеи. Возвишене тесно связано с прекрасным, также выступая в качестве воплощения эстетического идеала.

Рассматривая эстетические категории, важно вспомнить об эстетическом воспитании, которое должно опираться на эстетические категории. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и уродливое, трагическое и комичное играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Уродливое отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комичное помогает бороть с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в далекой давности. Представление о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловленная развитием эстетика как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки прекрасно . Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, которые стоят перед школой. Отмеченная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и заграничных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевський, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачов, А. С. Макаренко, Б. М. Неменський, В. А. Сухомлинський, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацка, А. Б. Щербо и другие. В использованной литературе имеется огромное количество разных подходов к определениям понятий, выбора путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" за редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В. Н. Шацькой мы нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целеустремленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства".

В коротком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно производить и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или творческая сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д. Б. Лихачов в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целеустремленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комичное, уродливое в жизни и искусстве, жить и действовать "за законами красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целеустремленного педагогического влияния в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие чаще всего обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т Лихачов, также как и много других педагогов и психологи, считает, что только целеустремленное педагогическое естетико-виховний влияние, привлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны розвити их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять к пониманию настоящего искусства, красоты действительности и прекрасному в человеческой личности.

Существует огромное количество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, которые говорят о его сущности.

Во-первых, это процесс целеустремленного влияния. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирования эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасному.

Эстетические категории выступают в качестве своеобразного мерила человеческих чувств, движений души. Конечно, они являются относительными определениями, поскольку ощущения прекрасного в каждого из нас так или иначе отличается. Они разрабатываются на основе построения логических определений, которые включают у себя самые главные признаки и черты того, которое подпадает под эстетическую категорию. Правда, эстетические категории скорее послуговують для научного познания прекрасного, чем основой для ощущения прекрасного человеком. Даже не зная конкретных определений прекрасного, героического или примитивного, мы все же беремся что-то оценивать, переживать, признавать, насколько оно совпадает с нашими ценностными ориентирами, близкое к идеалу прекрасному и высокому.

Список использованной литературы

1. Философский словарь. - М., 1998.

2. Загоривська Г. М. и др. Эстетика: учебник для Вузов. - К., 2000.

3. Машкевич С. И. Прекрасное и научное мышление. // Образование. - 1999. - №3.