Компоненты Украинского костюма ХИХ - ХХ ст. Головные уборы

Главная - Культура - Компоненты Украинского костюма ХИХ - ХХ ст. Головные уборы

Прежде чем приступить к этой теме, следует остановиться на девичьих и женских прическах, которые, кстати, заметно отличались между собой.

Во времена Киевской Руси девушки ходили с распущенными волосами, разделенными посредине. Эта традиция в течение веков хранилась в быту украинских девушек. Однако для конца XIX — начала XX ст. это явление уже составляет исключение и чаще всего связывается со свадебной обрядностью. В это время самой распространенной девичьей прической является заплетание волос у косы.

Для девушек левобережной Надднепрянщины типичным в праздничные дни было заплетание волос в одну косу, которая свободно свисала на спину, а в будень — в две, что закладывались венком вокруг председателя. На Правобережье и на праздник, и в будень девушки заплетали волосы по большей части в две косы, которые в праздник свободно спадали на спину, а в будень закреплялись вокруг председателя. На Полтавщине девушки иногда заплетали волосы в одну большую и несколько маленьких кос. Зафиксированы и более сложные виды причесок, например, в связи, когда часть волос спереди отделяли, разделяли на прямой пробор и напускали на обе стороны чела, образовывая так называемые начесывания, концы которых закладывали за уши. В косы вплетали ленточки в виде узенькой яркой ленты, шнурка, стежка.

Сызвека восточные славяне набрасывали на голову девушке, которая выходит замуж, покрывало. Украинский обычай не заплетать замужем женщине волос в косы также очень давний и достигает, по-видимому, тех времен, когда славянские девушки вообще не заплетали волос в косы, а, выходя замуж, просто подбирали его. «Засветить волосы», то есть ходить с непокрытой головой, было большим грехом для замужем женщины даже в начале XX ст. (по народным представлениям, простоволоса замужем женщина накликала неурожай, болезни и нашествия). Прическа женских волос в XIX — в начале XX ст. сводилась к простому закручиванию его в узел и подтыкивание под головной убор. Иногда женщины разделяли волосы на две половины и, свернув каждую из них в жгут, наматывали на небольшое лубовое кольцо — кибалку.

Из глубины веков ведет свой отсчет и история головных уборов, которые выполняли не только утилитарные, но и более широкие функции, в том числе украшения председателя и всего комплекса наряда. Проблема их классификации очень сложна и до конца не развязана.

Да, Д. Зеленин все головные уборы разделял на такие типы: полотенцу, чепцы, шапки и девичьи венки. К. Мошинський дает другую сравнительно-классификационную схему: перевязь — повязка, чильце — диадема и корона из пера. Г. Маслова распределяет девичьи головные уборы на полоски ткани, обручи с твердой основой, венцы, венки, уплитки, налобники с металлическими подвесками; женские — на полотенцу, кичкоподибни, кокошники, самшури, колпаки, шапки. В каждом случае, как видим, в основу классификации головных уборов положены разные признаки: материал, форма, конструкция и тому подобное.

По нашему мнению, успешная попытка в этом плане принадлежит Я. Прилипку. Он выделяет необходимые для классификационного разделения признаки разных групп головных уборов, находит единственную классификационную основу для выделения этих групп, подчеркивает генетическую последовательность их развития. В характеристике девичьих и женских головных уборов мы будем выходить из принципов именно этой классификации.

Древние девичьи головные уборы, остатки каких виднайдени в славянских курганах, были сделаны из ткани или шнурка с нанизанными на них стеклянными или металлическими бусинами или пластинами. Формы древних головных уборов в основном были такие же, как и в XVIII — XIX ст., о чем свидетельствуют немало этнографических материалов.

За способами увязки-ношения можно выделить девичьи налобни винкоподибни головные уборы. Они в свою очередь разделяются на венки-шнуры, венки плоскостные и венки извиты. Материалы (ленты, плетеные шнуры, шелковая ткань, перо птиц, искусственные и живые цветы), конструкция, формы и техники изготовления таких головных уборов были чрезвычайно разнообразными.

Распространенный тип венков-шнуров — тоненькие яркие ленты, которые связывались вокруг председателя и закреплялись сзади, сдерживая распущенные волосы. За такую ленту, например, на черниговщине с обеих сторон председателя затыкали искусственные или живые цветы, а на Киевщине нашивали задрапированную разноцветную ткань, которая имитировала плетеный венок. На юге Киевщины был зафиксирован девичий головной убор, который являл собой две сшиты на протяжении стежка, между которыми вставлялось зеленое хвостовое перо селезня (иногда такое перо опускали в растопленный воск). Этот элемент девичьего наряда, который за формой напоминал гуцульське чильце, связывался во главе ниже венка из цветов.

С помощью разноцветных стричок-бинд девушки украшали весь комплекс наряда, прикрепляя их в большом количестве к ленте или венку на затылке или пришивая к ленте, которую связывали на шее (Черниговщина, левобережная Киевщина и Черкащина). Плоскостной винкоподибне наряд девичьей головы был также характерен для разных местностей. Оно делалось обязательно на твердой (иногда картонной) основе, которая или имеет сплошную цилиндрическую форму, или состоит из отдельных кругообразных элементов (например, лопатушка на Полтавщине). Иногда на нее во много строк нашивали узенькие разноцветные ленточки, заложенные в мелкие собрания, чаще же основу обтягивали шелковой тканью, а сверху прикрепляли цветы. Этот тип головного убора, который был особенно характерен для молодой, являет собой будто переходную форму от девичьего к женскому наряду.