Функции одежды и их историческая динамика


На протяжении всего своего развития одежда воссоздавала определенную эволюцию мировоззрения отдельного человека, нации, общества: их отношение к разным окружающим явлениям, формированию и развитие обычаев, обрядов, верований и т.п.. Так вот, изучая одежду, можно проследить особенности духовной культуры народа. Кроме того, в одежде воплощаются поезд человека к прекрасному, ее художественно-эстетичные взгляды и вкусы, которая делает одежду весомой частью искусства.

Так вот исследование такого вида материальной культуры, как одежда, помогает познанию и духовного мира народа.

В процессе развития общества, рост потребностей человека изменялись и требования к одежде; его функции со временем приобретали дедали большую сложность, многогранности.

Как известно, главнейшим требованием относительно одежды, которая сопровождала его с начала существования, была защита тела человека от отрицательных влияний внешней среды. Защитная функция непосредственно связана с географическими и климатическими особенностями конкретного района Земного шара и создает необходимые условия для существования человеческого организма. В зависимости от климата отдельных географических территорий защитная функция приобретала разное значение, которое предопределяло появление большого количества видов и форм одежды, выполненных из разнообразных материалов. Так, в тот же самый исторический период в странах с разными климатическими условиями одежда отличная за своим характером.

Но надо заметить, что даже на относительно незначительных за размером территориях одного климатического пояса в зависимости от местных климатических и географических нюансов имеет место и локальная специфика в одежде. На примере Украины это легко проследить на народной безрукавной нагрудной одежде, локальная специфика которого, отбивая характер хозяйственной деятельности отдельных групп украинского народа, одновременно отвечала особенностям климата. Этот вид одежды был распространен на всей территории Украины, но в разных местностях он имел некоторые отличия. В горных районах Западной Украины - это теплая коротенькая безрукавка из меха - кептар; в северных и северо-западных районах предгорья - суконная безрукавка - лейбик, бруслик и т.п.; на территории Среднего Приднепровья - более легкая, хотя и длинная безрукавка - керсетка и т.д.

Для горных районов Западной Украины характерной пожилой обувью были кожаные лапти, которые надевались на шерстяные капчури. В тот же время в северных лесных районах носили лапти, плетеные из коры дерева (лыка), которые отвечали местному грунту и климату. Летом на Среднем Приднепровье большей частью ходили босиком, а в отдельных случаях (например, на жатву) обували лапти из лыка, которые дальше на юг заменяли кожаными лаптями.

Другое древнейшее требование человека относительно одежды была тесно связана с защитной и вместе с тем отбивала мировоззрение первоначального человека, «помогая» ей в борьбе с непонятными силами природы, «защищая» от злых духов, наврочень и т.ин. Это так называемая оберегова (магическая, талисманная) функция, которая, переходя на протяжении столетий от поколения до поколения, приобретала традиционно-бытовые черты, теряя свое первичное значение. Не умея объяснить явления окружающего мира, человек часто наделял отдельные элементы своего быта, в том числе одежда, определенными обереговими свойствами. Особенно стойкой эта функция была потому, что одежда непосредственно связана с телом человека, которое якобы является носителем или проводником магической силы. Оберегова функция, которая прослеживается в народной одежде на протяжении почти всей его истории, свидетельствует о сильном давнем происхождении тех или других элементов наряда, которые сохраняли ее даже к недавним часив.

Для примера обратимся к украинским главным уборам XIX ст. Человек сознавал, что именно «главой» она понимает окружающий мир и влияет на него, в том числе на сознание, психику, духовный мир других лиц. Поэтому с помощью главных уборов она стремилась защитить себя от уроков и других чар злонамеренных людей. Такими оберегами служили, в частности, девичья лента или венок из душистых растений, сложные формы женских очипкив. Особые магические свойства предоставлялись также украинской народной рубашке, которая одевалась прямо на тело человека. ей приписывали лечебную силу, она выступала обязательным элементом наряда во многих обрядах. Так, люди верили, что через рубашку могут передаваться разные болезни, леность или же, наоборот, здоровье, ловкость и т.п.; рубашкой обертывали новорожденных, ее вышивали на свадьбу, насмерть; с ней связанные не только семейные, временами интимные, обряды2, а и общественные традиции (например, в белой рубашке женщины выходили прокладывать первую борозду).

Магическими свойствами наделялся также кожух, который занимал важное место в обрядности, символизируя плодородие, богатство и счастье3. В кожух завертывали грудных детей, на нем сидели молодые во время свадьбы, он был составной частью обряда пострижин, в кожухе наизнанку встречала молодого иметь невесты и т.п..





Вернуться назад