Традиционная одежда Слобожанщины и Полтавщины

Главная - Культура - Традиционная одежда Слобожанщины и Полтавщины

Традиционная одежда населения этих сопредельных регионов в значительной мере приближается одно до одного, хотя в характере их хозяйства существовали отличия. В промышленно развитых районах Слобожанщины (Харьковщина, Луганщина) формирование капиталистических отношений происходило быстрее, чем, скажем, на Полесье или Подолье, которое привело к ликвидации мелкого крестьянского хозяйства и в том числе домашнего производства сырья и одежды. Раньше, чем в других районах, здесь появляются на селе фабричные изделия, в частности ткани, которые народ приспосабливал к традиционным формам наряда.

Относительно Полтавщины, то земледельческая направленность ее хозяйства в значительной мере оказывала содействие тривалишому, сравнительно со Слобожанщиной, сохранению здесь некоторых элементов традиционной одежды в их, так сказать, классическом виде - вопреки довольно мощным культурным влияниям России, характерные для обеих регионив.

Прежде всего это касается так называемого полтавского типа рубашек, их признаки настолько распространены, что с полным правом могут претендовать на общеукраинский тип.

Так вот женская разновидность полтавских рубашек состояла из двух полотнищ - передней и задней, что соединялись на плечах поликами прямоугольной формы. В месте соединения полика и рукава делались многочисленные складки - пухлики. Под рукавами вшивались квадратные ластовицы. Рукава викинчувалися чехлами. Станок с пришитыми к нему вставками собирался возле горловины на нить и вшивался к вороту. Ворот обычно был небольшой, узенький. Иногда вместо ворота делали обшивку - тропу, перетканную узором. Кое-где ворот делали зубцями, а под ним вышивали так называемый вистиг, или ретязьок,- узенький узор крестиком или другой техникой. Широкие рукава орнаментировались довольно густо. Вышивали рубашки преимущественно льняными нитями - белыми или подкрашенными. Рубашки кроились додильними или к пидтички.

Мужские полтавские рубашки имели несколько вариантов. Древнейший из них - туникоподибного кроя, с бочками, стоящим воротом, с разрезом посредине или сбоку пазухи. Грудь таких рубашек вышивалась, а по скату рукавов иногда делалось собрание. Так называемая рубашка с уставкою была со стоящим или виложистим воротом, с густым собранием возле него и с прямым разрезом пазухи. Стрелку рубашки также призбирувалися возле ворота, но вместо вставок здесь был треугольный клин, расширенный к вороту и покрытый вышивкой.

На Слобожанщине бытовали женские рубашки преимущественно полтавского типа, которые здесь называли украинками или малороссками. В конце XIX ст. на Харьковщине и Луганщине в отличие от Полтавщины появляются рубашки с высокими стоящими вышитыми воротами, накладной нашивкой на пазухе и вышитыми манжетами, а еще позднее - рубашки на кокетке (к талийке), с большим викотом горловины и рукавами, пришитыми , непосредственно к кокетке. Иногда по русскому образцу на рукава женских рубашек нашивали красные ленты, делали кумачовые вставки и ластовицы.

Кроме описанных вариантов кроя полтавских мужских рубашек, на Слобожанщине парни начали внедрять широкие кумачовые рубашки навипуск, подпоясывая их шелковым поясом.

В конце XIX ст. вместе с тем традиционных плахт, дерг и цветных запасок на Слобожанщине распространяются юбки из фабричных кубовых тканей - шарафани, низменность которых обычно обшивалась в несколько рядов позументом. Подпоясывали шарафан широким красным поясом. В восточных районах Харьковщины бытовали также спидницисаяни на лямках, шитые преимущественно из синей китайки.

Нагрудная безрукавная одежда - корсетки - были до трех - девяти усов, длиной немного ниже бедер, обшитые цветной тесьмой - высечкой. Под влиянием города на сели появляется нагрудная одежда с рукавами - кофти-круглопилки, черкасинови кофты, куфайки, баски, холодайки, стяжки, гусарки, казачки, матроски и др. Шилась такая одежда из фабричных тканей, имел разнообразный крой, длину и обрамление.

Верхняя весеннюю-осенне-весенняя одежда слобожанок представляли куртки до трех - семы усов, куртины, куцини. Низы рукавов обшивали красным сафьяном. Носили также длинные кофты с талией. Свиты и юпки шили из пояркового сукна или тонкого сукна улучшенной обработки. В начале XX ст. их начинают делать из фабричных тканей, иногда на вате. Бытовал здесь и халатоподибний верхняя одежда с виложистим воротом, расширенный от талии несколькими собранием (бурнус, парместон). Распространяются также кирасирские халаты, широкополые кохти-пальта, украшенные плисом и стеклярусом в виде цветов. Носили также ватника с усами, шушени, с большим воротом, который прикрывал плечи, будто пелерина, и застегивался на один пуговицу. Зимой женщины носили крытые кожушанки, а в сильные морозы - большие нагольни кожухи, расшитые цветным гарусом. Главные уборы женщин Слобожанщины - парчовые очипки цилиндрической формы с ушками, а также капоры. В XIX ст. связывали узенький и длинный белый платок - нахраму. Носили и так называемые вязанные колпаки, которые по форме напоминали чулок. Особенно же были распространенные разнообразные цветистые платки и пидшальники с кромками или бахромой. Девушки носили венки и ленты. Волосы заплетали преимущественно в одну косую, вплетая ленту. Кое-где одевали набривник, сделанный из картона и обшитый плисом.

Женская обувь, типичная как для Слобожанщины, так и для Полтавщины,- цветные сапоги - бархатцы, позднее - высокие шнурованные ботинки. Бидниши носили кожаные лапти - коты.

Почти до конца XIX ст. на Слобожанщине мужчины носили широкие полотняные штаны к гашнику. Зимние штаны кое-где шились из овечьих шкур мехом внутрь (ершанки). Более поздний штаны из фабричной ткани большей частью сохраняли традиционный крой.

Мужской нагрудной одеждой были жилетки прямого кроя, верхним - свиты до трех - пяти усов, куртки с отрезной спинкой и густым собранием по линии талии. Носили также каптанки, украшенные красным или белым шнуром, пиддьовки, широкие халаты с густым собранием и плисовым воротом. Все они шились из нанки, сукна, черкасину, казинету и других фабричных тканей. Распространены были и длинные, отрезные в талии чинарки, а также значительно менее короткие чинарочки. На востоке Слобожанщины носили подобный чинарок зипуни; иногда их называли чуйками. В XX ст. на Харьковщине появляется дежурка прямого кроя, который напоминает современное пальто.

В ненастье мужское население обеих регионов одевало свиту с видлогою или кирею с капюшоном, подобный аналогичной одежде других областей Украины. Зимой носили нагольни или крытые фабричной тканью кожухи (тулупи).

Верхняя одежда Слобожанщины определяется богатством обрамления, которое выполнялось техниками вышивки и аппликации. Особенно пышно украшались охтырские и богодухивськи кожухи, расшитые цветистым гарусом на полах, спине и вороте.

Главные уборы слобожан и полтавчан - малахаи с суконным верхом, наушниками и подзатыльником. На востоке Харьковщины носили так называемые пирожковые шапки. Были распространенные и высокие каракулевые шапки. Летом носили картузы или традиционные брили.

Мужской обувью служили выворотные сапоги, подошва которых пришивалась или густо (просом), или редко (овсом). Обували также вытяжка^-вытяжки-лаптя-вытяжки (на Полтавщине кое-где лапти и деревянные довбанки), зимой - валенки. Позднее парни начинают носить сапоги с высокими выстроченными голенищами, а мужчины - сапоги с низкими голенищами (чирики).

Как мы уже знаем, одежда Полтавщины в целом был традиционный. Так, женщины продолжительное время пользовались запасками или плахтами, которые вместе с вышитой низменностью рубашки закрывали ноги вплоть до косточек. Такой же длины со временем начали носить юбки. Плахты и юбки подпоясывали красным поясом или цветистой кромкой. Концы пояса с кистями или помпонами завязывали обычно сзади на талии.

В начале XX ст. на Полтавщине распространяются кофты под усики с отрезной талией. Шились они преимущественно из фабричной ткани черного цвета, а стоящий ворот был свитлиший. Концы рукавов и пол, линия отреза на талии обшивались тесьмой. Застежка располагалась на левой стороне вдоль плечевого шва и охватывала пройму рукава.

Верхнему весенним-осенне-весеннему нарядом полтавчанок были белые миры - также под усики, бытовали здесь и байови юпки, украшенные шерстяными кисточками. Обрамление юпок и свит делали в виде обшивок и аппликации (левадки), выполненных из плиса, тесьмы или же техникой вышивки. Идя в гости или к церкви, сверх юпки одевали длинный широкий халат с большим воротом из синей китайки, ворот и рукава которого обшивались красной лентой. Долгополой верхней одеждой была также старинная белая суконная юпка - жупа, скромно украшенная черной аппликацией или шнуром. На праздники носили юпку из зеленой басни (фриза) с красными мушками (или красную с черными).

Своеобразностью и художественным мастерством определялась девичья праздничная главная одежда, особенно популярное на Полтавщине. Например, старинный убор под названием лопатушка был в виде довольно высокой картонной основы цилиндрической формы, на которой в много строк крепились заложенные в мелкое собрание узенькие полоски шелковой ткани яркого цвета. Платка здесь связывали тоже своеобразно - так, чтобы из-под них свисала селезенка. Маковку же, как и повсеместно в Украине, девушки оставляли открытой.

К уже упоминавшимся рубашкам мужчины на Полтавщине носили традиционные широкие полотняные штаны, но вставка между холошами была четырехугольной. Относительно верхней одежды полтавчан и слобожан, то особых расхождения здесь не зафиксированы.

Использованная литература.

1. Матейко К. И. Главные уборы украинских крестьян к началу XX ст. // Там же. 1973. № 3.

2. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнографический очерк. Киев, 1991.

3. Матейко К. И. , Сидорович С. Й. Использование в современной одежде элементов традиционной одежды // Нар. творчество и этнография. 1963. 4. Очерки истории украинского декоративно-прикладного искусства. Львов, 1969.

5. Билецька В. Украинские рубашки, их типы, эволюция и орнаментация // Материалы к етнологий и антропологии. Львов, 1929. Т. 21-22, ч. 1.

6. Бойко В. М. Украинские народные традиции в современной одежде. Киев, 1970.

7. Будзан А. Художественные изделия из бисера // Нар. творчество и этнография. 1976.

8. Дударь О. Художественное ткачество Полесья // Народные художественные промыслы Украины. Киев, 1979.

9. Жолтовський П. М. Украинская живопись XVII-XVIII ст. Киев, 1978.

10. Кара-Васильева Т. В. Украинская вышивка: Альбом. Киев, 1993.

11. Стельмащук Г. Г. Традиционные главные уборы украинцев. Киев, 1993.