Этика, ее основные категории


Д. Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетичного воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетичное воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и действовать "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического влияния в эстетичном становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетичного отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетичными явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетично развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетичная сущность предметов, а развитие чаще всего обусловлено стремлениям к развлечению, и вдобавок без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т Лихачев, также как и много других педагогов и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное влияние, привлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетичных явлений, поднять к пониманию настоящего искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Существует множество определений понятия "эстетичное воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, которые говорят о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного влияния. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетичного воспитания формирования эстетичных вкусов и идеалов личности. И, в конце концов, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетичного воспитания обуславливает и разные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетичного воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, которое часто среди педагогов существует ошибочная мысль о тождественности эстетичного и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В. Н. Шацька ставит перед эстетичным воспитанием следующую цель: "Эстетичное воспитание служит формированию. . . способности активного эстетичного отношения учеников к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, работы, в творчестве по законам красоты". Из определение видно, что автор важное место в эстетичном воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетичной культуры, как художественное воспитание часть эстетичного, часть важная, весомая, но охоплююча только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного влияния средствами искусства на личность, благодаря которому в виховуваних формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умению понимать его, наслаждаться им и способность по возможности действовать в искусстве". Эстетичное же воспитание намного шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, обращение, работы, отношений. Эстетичное воспитание формирует человека всеми эстетично значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самому могущественным средством. Эстетичное воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основному не для искусства, а для его активной эстетичной жизнедеятельности.

В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов работы, как духовного, так и физического" видит цель эстетичного воспитания Л. П. Печко.

Н. И. Киященко соблюдает ту же точку зрения. "Успех деятельности личности в той или другой области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот чему всестороннее развитие всех дарений и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетичного воспитания". Главное - воспитаться, развить такие качества, такие способности, которые разрешат личности не только достичь успеха в который или деятельности, но и быть творцом эстетичных ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Эстетичные категории выступают своеобразным мерилом человеческих чувств, порухив души. Конечно, они являются относительными определениями, поскольку ощущение прекрасного у каждого из нас так или иначе отличается. Они разрабатываются на основе построения логических определений, которые включают у себя главнейшие признаки и черты того, что подпадает под эстетичную категорию. Правда, эстетичные категории скорее служат для научного познания прекрасного, чем основой для ощущения прекрасного человеком. Даже не знавая конкретных определений прекрасного, героического или примитивного, мы все же беремся что-то оценивать, переживать, признавать, насколько оно совпадает с нашими ценностными ориентирами, близкое к идеалу прекрасного и высокого.

Список использованной литературы

1. Философский словарь. - Г. , 1998.





Вернуться назад