Художественные особенности Украинского костюма. Эстетичные свойства материалов одежды

Главная - Культура - Художественные особенности Украинского костюма. Эстетичные свойства материалов одежды

Художественная своеобразность, эстетичное и функциональное совершенство традиционного костюма украинцев могут быть раскрытые лишь при условии комплексного исследования художественных особенностей и средств, видов, способов и техник декорирования одежды, а также композиционных приемов объединения элементов наряда в целостный комплекс. Так вот понятие «художественные особенности традиционного костюма» включает в себя такие составу:

1. Эстетичные свойства материалов одежды:

цвет и его художественно-эмоциональное восприятие; красители; народные приемы крашения;

объединение разнохарактерных и ризнофактурних материалов как художественное средство;

народные способы орнаментации тканей: декоративное тканье, вибийка, вышивка.

2. Приемы формообразования основных компонентов наряда; крой, пропорции.

3. Способы нанесения декора непосредственно на одежду (нашивные украшения).

4. Орнаментальные мотивы и колорит обрамления.

5. Размещение декора.

6. Народные композиционные приемы создания комплексов, одежды; способы объединения и ношение компонентов наряда.

Анализ перечисленных составляющих в их тесной взаимосвязи дает возможность проследить динамику развития народных художественных приемов, ход творческих поисков народных мастеров, вызванные изменениями в традиционной культуре, связанными с конкретными историческими событиями, социально-экономическими превращениями в обществе, которые не могли не обозначиться на изменении эстетичных представлений. Рассмотрим эти составу детальнее.

Эстетичные свойства материалов одежды. Цвет и его художественно-эмоциональное восприятие; красители; народные приемы крашения. Важным этническим, социальным, эстетичным признаком был цвет материалов, которые использовались для народной одежды. Выполняя декоративную функцию, цвет, как и орнамент, выступал средством выражения народного мировоззрения, психологии, вкуса, подчеркивал будничность или праздничность одежды, выделяла обрядовая одежда, передавал статевовикови градации. Цвет был своеобразным образным языком, воплощая понятие чистоты, благородства, силы, долголетие, плодородия, символизировал человеческие чувства: радость, сумм, любовь и т.п.. Цвет народной одежды находился в гармонии с окружающей природой, отбивая такие упроченные представления, связанные с ней, как белый мир, красное солнце, черная ночь и т.ин.

Колористика в одежде сохраняется наиболее стойко; вот потому цвет материалов имеет важное значение для освещения вопросов этногенеза, этнической истории, етнокультурних взаимовлияний. В древнеславянской одежде наиболее распространенными были белый цвет и разные оттенки красного - червленый, багряный. Именно белый и красный цвета преобладали в традиционных однотонных и орнаментированных тканях восточных славян до конца XIX - начала XX ст.

Основной фон в традиционном костюме украинцев - натуральные цвета самодельных материалов. Цветную ткань и пряжу крестьяне получали или самые, крася их в домашних условиях, или же . отдавая ремесленникам (красильникам, синильникам, забойщикам, дубильщикам). Из домотканного валяного сукна натуральных белого, серого или черного цветов

шили верхнюю одежду. Цвет сукна, как мы уже знаем, определялся местными традициями, зависел от назначения одежды, благосостояния хозяина и определенной мерой предопределялся породой овец. Ценнейшим считалось сукно из белой специально мытой шерсти. Из такого сукна шили нарядные женские свиты на всей территории Среднего Приднепровья, юпки на Левобережье, куцини и латухи на Полесье, гугли в западных областях. Черный цвет даже совсем нового пояркового сукна имел коричневый оттенок, а после недлинного ношения постепенно прибирал более светлые тоны. Такое сукно использовалось для мужской верхней одежды типа свиты, гуньки, манти, чуги. Сукно, выкрашенное в красный цвет, сохранилось в гуцульских сердаках и штанях-крашеницях.