Художественные особенности Украинского костюма. Размещение декора

Главная - Культура - Художественные особенности Украинского костюма. Размещение декора

На протяжении всей истории развития народной одежды наследовались и принципы размещения обрамления. В предыдущих разделах уже отмечалось, что украшения (зйомни и нашивные) выполняли в давность не столько эстетичную, сколько магическую роль. С этим определенной мерой связанное и их размещение. Так, орнамент, по мнению некоторых исследователей, располагался там, где приоткрывался доступ к телу, а именно - в низах рукавов, на горловине или вороте, подоле или полах одежды. Можно предположить, что функция старинных шейных украшений постепенно перешла на вышивку горловины, ворота, груди рубашек; функция украшений запястья рук - на вышивку низов рукавов и т.п..

В конце XIX - в начале XX ст. принцип размещения декора в народном костюме, сохраняя давние традиции, сводился главным образом к решению сугубо практических и художественных задач. Украшались наиболее открытые места одежды, размещение и конфигурация обрамления связывали с кроем, с помощью декора достигалось композиционное равновесие компонентов костюма.

Из всех видов одежды более всего украшали рубашки. Размещение обрамления в значительной мере было обусловлено кроем и местными традициями. Основная декоративная нагрузка приходилась на рукава - горизонтальные полосы узора на вставках. В рубашках Южной Киевщины, Подолье и Закарпатье, где бытовали безуставкови варианты, вышивка размещалась на плечах.

На большинстве территории Украины разукрашивали рукава ниже вставки. В разных местностях такой декор имел свои особенности. На Среднем Приднепровье и Слобожанщине рукава женских рубашек украшали орнаментальными мотивами, размещенными в шахматном порядке. На Правобережье, Волыни и Полесье узор имел вид продольных или поперечных полос в нижней части рукава.

Богатством обрамления определялись рубашки Северной Буковины и Юго-Западного Подолья. Как правило, в этих районах украшали весь рукав: уставку, под уставкою, от нее наискось или вертикально тянулись полосы к самой чехлы.

Ворот рубашек орнаментировали везде, за исключением разве что тех районов, где его не было (Полтавщина, Юго-Западное Подолье, Буковина).

В рубашках, которые «выглядели» из-под поясной одежды, низ (подол, наличник) обязательно разукрашивался горизонтальной полосой. Такая орнаментация была распространена на Среднем Приднепровье, Юге Украины, Подолье, Северной Буковине.

Чехлы женских рубашек украшали на Киевщине, Подолье, Волыни и в Галиции. Иногда рукава спорили внизу в мелкие сборки, на которые, на расстоянии нескольких сантиметров от окончания рукава, наносился узор, преимущественно вышитый. Вследствие этого рукав викинчувався своеобразной оборочкою.

В подольских, покутських и буковинских селах женские рубашки были украшены на спине и груди вертикальными полосами - погрудками.

Характер декорирования мужских рубашек в значительной мере зависел от кроя, а также возраста владельца. Более всего украшали, преимущественно вышивкой, холостяцкие рубашки; стриманишими были рубашки пожилых мужчин. В уставкових мужских рубашках, распространенных и Среднее Приднепровью, разукрашивали стоящий или виложистий ворот, уставки, а также чехлы или низы широких рукавов. Безуставкови рубашки вышивали на груди, вороте, концах широких рукавов и на плечах, по линии вшивания рукава. Из второй половины XIX ст. широкие рукава мужских рубашек начали собирать в чехлы. Такие рубашки бытовали в степной части Украины, на Подолье, Северной Буковине, Покутье.

В начале XX ст. в центральных областях и на Полесье начали появляться мужские рубашки с манишкою. В них разукрашивали стоящий ворот, широкую ма-нишку и чехлы.

Характерными особенностями украшения мужских рубашек отличались Лемковщина и Бойкивщина. В тех окраинах рубашки декорировали на вороте, груди, плечах и манжетах.

Из мужской поясной одежды украинцы разукрашивали праздничные штаны. Полотняные штаны, вышитые и мережани в нижней части холошив, были распространены у бойков и буковинцев. Суконные штаны гуцул украшались богатой вышивкой на манжетах и вдоль боковых швив.

В женской поясной одежде преобладало горизонтальное размещение декора. В юбках Среднего Приднепровья, которые пришли на смену плахтам, в бойкивських юбках-фартуках, полесских и волынских андараках и бурках, в закарпатских платах композиционный центр орнамента находился в нижней части. Богатейшее декорировали полесские андараки, которые полностью укрывали орнаментальными мотивами. В других видах поясной одежды ширина декора колебалась от 5 до 20 см - в зависимости от возраста хозяйки и традиций той или другой местности. Горизонтальное размещение украшений было характерное и для запасок. В запасках из двух полотнищ разукрашивалась, кроме низа, вертикальная линия соединения полотнищ. Народные мастера умело размещали орнамент, концентрируя основное внимание на подоле юбок, запасок или фартуков. Чимдали вверх декор редеет, постепенно переходя в фон ткани. Обрамление верхней одежды (вышивка, аппликация, шнуркування) размещалось вдоль швов и находилось в прямой зависимости от кроя. Наискромнее декорировали верхнюю одежду на Среднем Приднепровье, Юге Украины, на Волыни и Полесье.