Развитие интеллекта


Успехи науки.

В конце XIX - в начале XX столетия заметно продвинулось вперед научное обществоведение. Это было время веры в прогресс, основанный на развитии научного знания и его применение во всех сферах общества. Однако появились мыслители, которые под влиянием реальных исторических событий, а также, исходя из трудностей, которые сопровождали попытки научного исследования общества, высказывали сомнение и в прогрессе, и в универсальности научных (научно-естественных) методов познания и преобразование действительности.

XX столетия ознаменовалось бушующими событиями, которые нашли отображение в развитии социальной теории. Существенно продвинулись вперед социальные науки - экономическая теория, правоведение, политология, социология, психология и другие науки. А на философском уровне продлевалось переосмысление принципов XIX столетие, которое праздник верил в прогресс и у всесилие науки.

Недостатки цивилизации, созданной наукой и техникой, неспособность науки решить много которые из исключительно человеческих проблем привели к появлению в социальной философии теорий, которые включали в себя сильный антинаучный елемент.

Во-первых, сомнительной выдавалась универсальность научных методов и их исследовательская эффективность. Такие направления в философии, как герменевтика, экзистенциализм, прямо указывали на ограниченность науковоприродничих методов познания, их неспособность исследовать мир человека. Подобные убеждения базировались на констатации своеобразности области истории и культуры, где действуют сознание человека и свобода воли. Отрицалось наличие в области социальных явлений тех законов, которые соотносились с законами природы. Подобные установки реализовывались и в отдельных социальных науках. Например, в истории приобрела популярность школа Анналив, теоретики которой развивали принципы неокантианськой теории познания.

Во-вторых, подчеркивалась багатозначимисть следствий технического прогресса, вредность и даже враждебность созданной наукой и техникой цивилизации в отношении к человеку. Такие мотивы ощутимы в неофрейдизми и экзистенциализме.

После фундаментальных научных открытий первой половины XX столетие умственная атмосфера мира резко изменилась. «Кинетическая энергия газов, ейнштейнивська механика, квантовая теория поля коренным образом изменили то представление о науке, которое еще вчера было общим. Представление это не стало менее высоким - оно сделалось более гибким. На место окончательно определенного последние открытия во многих случаях выдвинули бесконечно возможное; на место точно измеренного - понятие вечной относительности меры» (Марк Блок).

Наука - это процесс познания, который заключается в том, чтобы, пересекая границу природы и культуры в обеих направлениях, достичь истины. Соответственно Гегелю, через сведение объективного к субъективным понятиям наука и философия стремятся преодолеть их противоположность. Бертран Рассел утверждал, что современную науку конституировали два интеллектуальных инструмента - изобретенный античными греками дедуктивный метод, а также впервые широко использованный Галилеем экспериментальный метод. Дедуктивный метод разрешил грекам создать математику, философию и логику. А логика стала средством самоорганизации культуры.

Наука представляет совокупность логических суждений, которые состоят из понятий. Обмен же понятиями - это, собственно, усвоение и передача знаний. Знание же - это усвоенная человеком информация. Знание законов развития природы и общества называется наукой. Научное знание включает в себя предусмотрение.

Итак, объединение дедукции с экспериментом породило науку. А наука, по выражению акад. И. Павлова, это орудие высшей ориентации человека в окружающем мире и в самой себе. Как видим, ученые неутомимо сводили строение академической науки, сначала создав ее самую, а потом найдя ей соответствующее название. Наука (в совокупности с культурой и образованием) стала инфраструктурой просвещения.

Причины западноевропейского прогресса из конца позднего средневековья и по наше время заложены во взаимодействии трех компонентов культуры: собственного типа экономики, техники и науки. Переломный период во взаимодействии науки, техники и экономики датируется XIX столетием. Именно тогда зародилась система НТК (науки, технологии, капитализма).

На начало XX ст. наука стала новым идолом западной культуры. Неопозитивистами были произведены основные критерии, которые разрешали определить, есть ли знания научным. Эти критерии представляли собой характеристики исследовательский приема. Как приверженцы эмпирической философии, неопозитивисти определяли истинность знания через эксперимент и конкретный факт. В евроамериканських странах наука стала главной продуктивной силой общества. Достижения науки, изобретения и технологические нововведения стали движителями экономического развития стран и материального благосостояния людей. Когда мы изучаем западное общество и культуру в течение столетий, то становится заметно, что научные открытия и изобретения появляются все быстрее. В результате этого возникает и растет капиталистическая экономика, а религиозный характер искусства изменяется на светский и чувствительный. Изменяется абсолютистская этика и мораль, распространяется материализм. Появляется и набирает силу протестантизм, происходит множество других изменений. Если К. Маркс считал, что эти явления связанные с изменениями в экономико-технологических условиях, то М. Вебер утверждал, что изменения происходят в связи с появлением протестантизма. Правда, мера влияния религии на расцвет НТК скорее минимальная. По всей вероятности, что несакральный характер природы мог иметь определенное значение в распространении техники, тем не менее любая связь христианства с зарождением естественных наук ничем не подтвержденный.





Вернуться назад