Этикет в нашей жизни


1. Основные понятия об этикете

Сформированные нормы нравственности является результатом продолжительного за временем процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможные политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать, не уважая друг друга, не накладывая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, которое означает манеру обращения. К нему относятся правила вежливости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой давности к нашим дням. В основе своей эти правила поведения являются общими, поскольку они придерживаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями всяческих социально-политических систем, которые существуют в современном миру. Народы каждой страны вносят в этикет свои исправления и дополнения, обусловленные общественным порядком страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными с который есть:

придворный этикет - строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах один из одним на разных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

военный этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер обращения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении один из одним.

Большинство правил дипломатического, военного и общегражданского этикета той или другой мерой совпадают. Отличие между ними заключается в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может нанести ущерб престижу или страны ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях держав.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения изменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Обращение, недопустимое в одном месте и за одних обстоятельств, может быть уместным в другом месте и за другие обставин.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят будто характер неписаного соглашения о том, что в обращении людей есть общепринятым, а что ни. Каждый культурный человек должна не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отбивают внутреннюю культуру человека, его моральное и интеллектуальное качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет сильное большое значение: оно облегчает установление контактов, оказывает содействие достижению взаимопонимания, создает красивые, стойкие взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует обращение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на разного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, произведенной на протяжении многих столетий жизни всеми народами соответственно их представлениям о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

2. Место и значения этикета в современной жизни

Знание и выполнение оптимальных моделей поведения в конкретных, заранее известных, ситуациях отношений людей, т.е. выполнение этикета, является неотъемлемой частью культуры морального общения, в целом моральной культуры современной личности. Этикет, с одной стороны, облегчает общение и взаимопонимание между людьми, с другого - сохраняет достоинство каждой личности, оказывает содействие гуманизации человеческих стосункив.

Важность и необходимость этикета для каждого современного человека стала результатом развития и усовершенствование человеческих отношений на протяжении многих столетий, а также осознание человечеством значимости каждой отдельной личности и необходимости для нее сосуществовать из себе подобными.

История этикета насчитывает много столетий. Истоки его наблюдаются в ритуалах родоплеминного порядка, где он был связан с обычаями и традициями, с определенными социальными действиями, которые требовали сурового соблюдения формы. Уже в античные времена философски осмысливаются правила этикета. Например, Плутарх (граница И-II ст. ст. ) в «Римских вопросах» рядом с комментариями обычаев, которые исторически сложились, объясняет смысл етикетно-ритуальних форм поведения, которые были обязательными для всех членов общества. Соблюдение правил пристойности является условием доброжелательных отношений между людьми и, вместе с тем, условием личной души. Много простых истин, которые встречаются в высказываниях греческих и римских мудрецов о правилах поведения, не потеряли своего значения и сегодня, они составляют часть нормативных моральных и этикетных требований к современному человеку.

Классического вида этикет приобретает в эпоху феодализма, абсолютных монархий. Здесь он связан с жизнью дворянства и приобретает форму свода правил поведения и общение при дворе монарха, который регламентировал иерархическую зависимость своего окружения от главы государства, а также внутристановые отношения. Это был придворный протокол, сурово установленные порядок и форма поведения при дворе государя, а также в светском обществе. Соблюдение этих правил было обязательным для аристократии лишь относительно друг друга. От знания и умение реализовать этикет в соответствующих кругах зависели не только карьера, а и жизнь придворных и даже самых монархов. Эти правила этикета не распространялись на низших за станом.

Следует отметить, что этикет, который возник как сугубо классовое, сословное явление, за своей сутью был шире сословных границ. Практически он базировался на более общих человеческих нуждах (в чистоте, опрятности, красоте, целесообразности действия); в духовно-содержательном плане - сохранял давние традиционные формы общения и обращение один до одного (например: почитание женщины, отца, гостеприимность, приветствие и т.п.). Правила пристойности, красивого тона, которые были созданы дворянским состоянием, стали результатом сознательного преобразования «придворных норм» общение соответственно идеалам гуманности и воспитанности. К нормам этикета входили общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего, те, что отвечали нуждам, которые возникали относительно уважения достоинства личности и презентовали культурный вид взаимодействующих индивидив.

В разные исторические времена этикет изменял свои черты, нормы, значимость. Но всегда сохранял универсальные, общепризнанные формы вежливости, такта, корректности, которые имеют значение эстетичных и моральных нужд человеческого сосуществования. их ценность проверена временем. И в современном обществе этикет не потерял своего авторитета, больше того, он приобрел вид обязательности и пруд необходимостью для каждого современного человека.

Как определить этикет?

Этикет (от франц. «etiguette» - «ярлык, этикетка») - это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих стосункив.

В этикете можно выделить ряд особых видов: этикет дипломатический, военный, спортивный, этикет научных сообществ, религиозный и т.п., которые регламентируют поведение и отношения людей на приемах, встречах в соответствующих ситуациях и имеют специфический кодекс необходимых норм.

Этикет современного общества - это, главным образом, форма отношений людей в повседневной жизни. Это своеобразный вид соглашения между людьми о том, что принятое и есть правильным в отношениях в конкретно-историческом обществе. Его выполнение оказывает содействие нормализации человеческих стосункив.

Человеческая жизнь, деятельность разнообразные, многоплановые, что обусловлено индивидуальностью каждого человека, который создает своя жизнь. И потому, наверное, нельзя охватить правилами этикета все виды и условия осуществления человеческой жизни. Но же осознание типичности сфер общественной жизни и определенных ситуаций дало возможность выделить и сгруппировать эти нормы. Так, например, существуют правила поведения в общественных местах; служебный этикет; этикет знакомства, приветствие, прощание; этикет разных видов общения; правила приема, посещение гостей, поведения за столом; этикет отношений между людьми разного возраста, пола, социального статуса, семейный этикет. В каждой ситуации необходимо применять определенные нормы и правила. В целом же, этикет оправдан единым моральным содержанием и своим смислом.

Моральное содержание этикета обусловлено соответствием и соотношением внешних норм этикета и содержания морального сознания общества и личности. Имеется в виду то, что внешние правила поведения и общение базируются, прежде всего, на моральных принципах. Важнейшим из них есть «золотое правило» нравственности - вести себя с другими так, как ты желал бы, чтобы они вели себя с тобой. Важными принципами этикета есть также приоритет старшего, приоритет женщины. Довершают этикет принцип гигиеничности и принцип эстетичности.

Эти принципы конкретизируются общими требованиями этикета, которые задают нормативный образец поведения человека. К числу ведущих требований принадлежат вежливость, корректность, так-тдвнисть, деликатность, скромность, точность и обязательность. Вежливость состоит в доброжелательности, приветливости. Сервантес когда-то писал: «Ничего не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Она действительно открывает замки сердец людей для отношений, общение. Радушное выражение лица, внимательное, уважительное, доброжелательное отношение к людям обеспечивают комфорт взаимных связей, дают возможность предотвратить конфликты и предрасположить к себе спивбесидника. Внешними проявлениями вежливости является улыбка на лице, слова благодарности, извинение или просьба, небайдрки глаза, благосклонные жесты и позы.

К сожалению, не всегда имеешь дело с людьми, которые вызывают уважительное отношение. Или другая ситуация: человек может быть чем-то раздраженная, огорченная, больная. В подобных случаях на первый план должны выйти корректность - умение держать себя в пределах общепринятых норм порядочности в любых ситуациях. Грубость, несдержанность только шкодят отношениям, делают невозможным общение.

Тактичность - это чувство меры, которой необходимо придерживаться в разговоре, это умение ощутить границу, за которую нельзя переступать в отношениях с людьми. Тактичный человек знает, ощущает, что, в какое время, в котором месте можно сказать, сделать или нельзя.

Внимание к человеку, умению ставить себя на место другого должны оказываться очень осторожно, не докучливо, т.е. деликатно. Эти требования этикета дают возможность предупредить неудобство ситуаций и достичь успеха даже там, где бездействует сила.

Важным требованием является скромность, т.е. естественность поведения, которое приспособлено к окружающим. Сдержанное, уравновешенное поведение является проявлением умения человека владеть собой, является показателем самоуважения и уважительного отношения к другим. Кроме всего, скромный человек всегда вызывает в окружающих чувство надежности, уверенности в человеке и соответствующее уважение.

Точность и обязательность как требования этикета указывают на пунктуальность, необходимость обязательного выполнения обещаний, обязательств, дела. Точность и обязательность являются внешними проявлениями таких черт личности, как умение анализировать обстоятельства, оценивать свои поступки, строить заключения, прогнозировать будущие действия, определить меру своих возможностей, не давать лишних обещаний, придерживаться своего слова.

Принципы и требования этикета рациональные. Руководствуясь ими, человек, даже если не знает конкретных правил этикета при конкретных обстоятельствах имеет возможность всегда остаться на высоком уровне общепристойности.

3. Этикет в общении

Этические основы общения составлялись в мировой культуре в процессе развития человеческой жизни, которой предусматривало общение, итак, поиск таких моральных правил и норм, которые могли бы регулировать человеческое взаимодействие. Эти правила и нормы нагромождались, с одной стороны, в обычаях и писаных и неписаных традициях народов разных стран. С другой стороны, они обобщались в работах мыслителей и научный работников, которые искали универсальные этические правила и нормы, моральные традиции и законы.

В первом контексте в наиболее общем виде эти поиски дошли к нашим дням в виде Золотого правила. В этике так называют библейскую заповедь: "Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними". Как видим, в Правиле заложено одно из первых в истории человечества формулирований морального принципа равенства. Согласно этому принципу моральные требования в одинаковой мере должны распространяться на всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. В личностном плане этот принцип предусматривает, что при оценивании поведения других людей лицо должно выходить из тех самых требований, которые она выдвигает к себе.

Вместе с тем в таком понимании равенства не определен критерий содержания моральных требований. Ведь под него можно подвести любой (в том числе и отрицательный) змист.

В уточненном виде Золотое правило отражено в "Моральному (этическому) законе" И. Канта, согласно которому человек должен действовать только соответственно такой максиме (правила), руководствуясь которой она вместе с тем может пожелать, чтобы это правило стало общим моральным законом. Другими словами, чтобы все другие также могли придерживаться этого правила.

Еще в одном определении категоричного императиву И. Кант дал такую его интерпретацию: робы так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству.

С этими принципами связанный еще один важный в системе этических основ моральный принцип - альтруизм. В теорию морали он был введен О. Контом как основа его этической системы. Принцип альтруизма требовал от человека подавления собственного эгоизма, бескорыстное служение ближнему, готовность отдать предпочтение не своим интересам, а интересам другого.

В системе ценностей советских времен этот принцип нашел продолжение в принципе коллективизма, который определял приоритет коллектива, сообщества, общества над интересами отдельного человека. Приоритетным принципом современного мира является гуманизм - ориентация во всех видах деятельности (в том числе в сфере бизнеса) на человека, ее интересы и потребности, на создание условий для ее развития и самореализации. Ориентация на совокупность этих общечеловеческих моральных принципов в контексте гуманистических приоритетов может служить за моральные основы делового общения с иностранными партнерами. Итак, необходимо учитывать общие основы проявления этих моральных основ в каждой из стран общения.

Вместе с тем надо ориентироваться на общие подходы к учету особенностей делового общения, которые вытекают из истории развития делового общения граждан Украины с иностранцами, их обусловленности социально-культурными особенностями этого общения.

Во-первых, следует учитывать то, что люди вырастают в условиях разных национальных культур. Отличия культур могут быть довольно важными и касаться определенных элементов общения: языка, правил этикета (норм общения, принятых в разных странах или общественных группах), стереотипов поведения, значение определенных форм невербального общения.

Во-вторых, надо учитывать, что Украина продолжительное время была существенно ограничена в деловых контактах с зарубежными партнерами. Контакты реализовывались, как правило, на государственном, официальном уровне. Демократизация общественной жизни, в частности в экономической сфере, значительно расширила возможности для делового общения с зарубежными партнерами. Создание общих предприятий, деловые поездки за границу, широкая спектр международных деловых встреч и переговоров нуждается в знании особенностей делового общения с зарубежными партнерами широким вообще предпринимателей и деловых людей.

В-третьих, некоторая отчужденность от культуры других народов по идеологическим причинам обусловила довольно низкий уровень общей культуры значительной части людей, которые ныне занимаются бизнесом. Итиметься о необходимости изучения особенностей делового общения (как устного, так и письменного), обусловленных традициями национальных культур этих крайн.

Итак, как заметил М. Романов, "путь к успеху лежит через знание норм и правил общения людей в разных ситуациях. Эти правила помогут поддерживать деловые отношения разных стран".

Вывод

Правила этикета, которые проявляются в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально - этической и эстетичной. Первая сторона выражает моральные нормы; заискивающей заботы, поваги, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетичная - свидетельствует о красоте, утонченности форм поведения. Вот некоторые советы и рекомендации.

Например, для приветствия пользуйтесь не только словесным средством “Добрый день!”, “Привет”, но и невербальными текстами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. Можно безразлично сказать “Добрый день” кивнуть главой и пройти мимо. Но лучше совершить иначе, например, “Доброго дня Иван Алексеевичу” и тепло улыбнуться ему остановившись на несколько секунд. Такое приветствие подчеркнет ваши хорошие чувства к этому человеку, она поймет , что вы цените ее, да и звучание собственного имени - приятная мелодия для будь - какого человека.

Обращение без имени это обращение формальное; к кому бы то не было; подчиненного или начальника, соседа или попутчика в гражданском транспорте. Обращение по - имени, а еще лучше - по имени и по-отцовские - это обращение к личности. Произнося имя, по - отцу, мы подчеркиваем уважение к человеческому достоинству, демонстрируем благосклонность. Такое обращение говорит о культуре человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку.

Но кроме правил культурного поведения существует еще и профессиональный этикет. В жизни всегда были и остаются отношения, которые обеспечивают высочайшую эффективность в выполнении профессиональных функций.

В том или другом коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей составляются конкретные традиции, которые со временем набирают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы , общности.

Деловой этикет - это результат длинного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которые бы оказывали содействие успеху в деловом отношении. Не всегда легко пришлось овладение этих правил, поэтому предприниматель “от сохи“, нередко не одобряет их говоря “Зачем мне все это?”.

Можно придерживаться и данного принципа, но если вы хотите установить крепкое деловое отношение с зарубежными партнерами, то знание делового этикета зарубежных стран есть обов'язковим.

Список использованной литературы

1. Давид Робинсон, Добейся от людей наилучшего. - Г. , 1994.

2. Шмидт Р. , Искусство общения. - Г. , 1992.

3. Митителло В. Л. , Этика и этикет делового человека. - Самара, 1992.





Вернуться назад