Предмет и методологические основы курса “История украинской культуры”

Главная - Культура - Предмет и методологические основы курса “История украинской культуры”

Курс история украинской культуры направлен на обогащение и расширение гуманитарной подготовки студентов, формирование творчества активности будущих специалистов; эта учебная дисциплина дает представление об этапах исторического развития, культуры, обеспечивает понимание связи всех составляющих культуры - искусства, этнографии, материальной культуры, научного знания. всех форм духовных ценностей, формирует мировоззрение. Задачам курса есть развить у студентов чувства патриотизма, национального сознания, высокого уровня духовности, ведь самое навертывание людей к культуре в ее глубоком понимании оказывает содействие утверждение общечеловеческих ценностей. При этом не относится задача сделать студентов профессионалами в околице литературы, искусства, музыки, морали и т.п.. Однако не может быть квалифицированный специалист, который не имеет понятия о настоящей культуре производства, дизайн, культуру управления, речь и т.п..

Культура, как срок происходит от лат. сultura - возделывание образование , розвиток.

Культуру разделяют на материальную и духовную:

Материальная культура - это совокупность материальных благ, созданных человеческой работой на каждом этапе общественного развития.

Духовная культура (духовность) - это уровень интеллектуального, морального, эстетичного и эмоционального развития общества.

История культуры Украины. Изучает культурные и художественные достояния народов, которые проживали и проживают на территории нынешней Украины. Объектом исследования и изучение есть памятки духовной и материальной культуры, созданные в продолжи столетий и зафиксированные в тех или других формах. История культуры изучает памятки духовной культуры в устной форме: сказки, мифы, легенды, песни, мысли, пословица, и т.п.. Среди определенных объектов материальная культура - памятки, трипольской, черняхивной, скифской культур, Киевской Движении, казацких пор и более близких к нам времен. Сюда входят памятки архитектуры, домашняя начинка, одежда, сельскохозяйственная реманент, произведения декоративного искусства и т.п.. Итак, этот предмет охватывает широкий спектр человеческой деятельности, связанной духовным и материальным наследством и достояниями сучасникив.

2. Методологические принципы заключаются в том, чтобы показать логику развития духовной культуры в течение столетий.

Важное значение имеет принцип исторического материализма, который есть определяющим для проблемы самосознания наций. При изучении данного курса следует опираться на метрологические принципы, которые имеем в работах Т. Шевченко, М. Драгоманова, И. Франко, М. Грушевского, Б. Лепкого, Л. Курбаса, О. Гончара, М. Рыльского ат др. , для которых характерным есть принцип социально-экономической обусловленности развития культуры.

При анализе развития культуры нельзя обойтись без принципа историзма, т.е. объективного исследования истоков художественного произведения, художественного течения, духовности и их места в обществе.

К конкретным исследовательский приемов следует отнести сравнительно-исторический метод, к которому входят:

-диагностический (при сопоставлении разных по жанру хронологических источников, н-д, былинок, дум и летописей);

-сын хронологический (когда выделяется определенная проблема и рассматривается не в историческому, а в содержательном сопоставлении).

В изучении культуры следует применять метод структурно-функционального анализа, когда исследуемый объект словно раскладывается на составные части, оказываются соотношение между этими частями, правила их объединение у группы (при соотношении культуры и общественных процессов первичные составу к-ри этнические нац. вторичные социальные, классу).

Важным методом является метод системного анализа когда все феномены к-ри рассматриваются во взаимодействии ее составных частей как основы, на которой формируются новые качества.

А вообще при изучении культуры применяют 2 основных направления:

1)наиболее распространенный - в исторической последовательности;

2)отраслевой, жанровый путь, рассматривая отдельно образование, литературу, живопись, обрядность от першопочатку и наших днив.

3. Каждый народ фиксирует свою историю рядом письменных источников. Славяне, в частности украинке, оставили их немало. Это летописные зводи “Влесова книга” и “Повесть прошли лет”, казацкие летописи, философские, научные, экономические, политические произведения, першодруки, памятки литературы - от славных “Слово о законе и благодати” Илариона, “Слово о полке Игоревом” - к книгам, написанным современными мастерами поэзии, прозы, драматургии.

Наша страна богатая на художественные памятки: мозаики и фрески Софии Киевской, Спаса на Бересте, произведения народных мастеров, художников настоящего и др.

Уровень развития общества определяется уровнем развития культуры производства, которое также входит в круг исследования истории культуры. В частности, произведенная нашим народом культура земледелия стала основанием для этого вида деятельности во всей Европе.

ЛЕКЦИЯ 7.

Теория етнонациональной политики

План

1. Суверенизация лица, народа, нации, государства. Соотношение суверенитетив.

2. “Этнические меньшинства” и “коренные народы”.

3. Основные принципы современной етнополитики.

Литература: 1(108-114), 2(1-11), 4(392-484), 5(69-97), 8(89-154). 1. Слово “суверенитет происходить от латинского “suveranis”, что в переводе означает “правитель”, “властитель”, тот, что имеет в руках высочайшую власть”.

Идея суверенитета зародилась еще в античные времена. Платон и Аристотель исследовали эту проблему в широком понимании в виде раздумий над политическими инструментами. Но четко сформулировал понятие “суверенитет” в ХVИ ст. французский политический деятель Ж. Боден, который всесторонне обосновал идею суверенитета, как непременный признак любого государства.

В ХVИИ ст. эти идеи продолжил Г. Граций, который рассматривает принцип суверенитета не сам по себе, а как его реализацию во взаимоотношениях между государствами. Французским просветитель Ж. Ж. Руссо выдвинул идею народного суверенитета, основными признаками которого есть его неделимость и не отчужденность. Идею народного суверенитета Т. Джефферсон положил в основу Декларации независимости США.

Вообще современные исследователи различают 3 основных виды суверенитета.

1)национальный суверенитет

2)народный суверенитет

3)государственный суверенитет

Под государственным суверенитетом понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитические сфере. Полновластие народа, признание его единым источником власти - это народный суверенитет. Национальный суверенитет предусматривает полновластие наций, прежде всего, возможность ее политического самоопределения. Так вот эти 3 вида суверенитета не тождественные, у каждого из них есть самостоятельный субъект. Соответственно у национального суверенитета - нации, в народного - народ, в государственного - государство. Национальный и государственный суверенитет, по сути выступают разными формами народного суверенитета: национальный отбивает его этническую организацию, а государственный - государственную.

Вопрос суверенитета был актуальный и для украинских политологов М. Грушевский считал суверенитет - логическим завершением запросов национального развития и самоопределение любого народа. Ю. Бачинський считал, что за суверенитет должны бороться не только этнические украинцы, но и все народы, которые живут на украинской земле. Г. Михновський выдвинул идею взаимозависимости государственного и народного суверенитета. В Старосольский считал, что именно борьба за суверенитет и вызвала появление политической наций, М. Драгоманов тесно связывал проблему прав человека с право суверенизации народа.

2. Под этнической понимают меньшинством понимают группу людей, которая отличается за своей этнической независимостью от большинства населения определенного государства. В разных странах термин“этнические меньшинства” употребляется в разных значениях. В некоторых странах под этническими меньшинствами понимают все народы, кроме найчисленнишого, в других - лишь иммигрантские группы в отличие от коренных этносов. В ряде мусульманских государств под нац. меньшинствами понимают всех, кто не исповедует государственную религию. К сожалению, в международном праве единое понятие “этнические меньшинства до сих пор не произведено”.

В Украине проживают представители свыше 130 этнических меньшинств. По данным переписи (189 г. ) общее количество нац. меньшинств (4 млн. чол. =27%). Более всего - россиян - 11,4 млн. , 7 национальностей

Термин“коренные народы” применяется к народам, которые ведут традиционный образ жизни, это: индейцы Пн. и Пд. Америки, аборигены Австралии, эвенки на Дал. Востоке, эскимосов и алеуты в Приполяр'й, саами - в Скандинавии, маори - в Новой Зеландии и малочисленни народы России. В Украине - это крымские татары и нарайми.

Коренные народы имеют право на выбор собственных приоритетов роз-ку. За ними определяется собственность и владения относительно тех земель, которые они традиционно занимают, а также право на управление природными ресурсами этих земель.

Сейчас работает Международное движение коренных народов. В 1975 г. образован Мировой Совет коренных народов (5 регионов: Пн. , Центр. , Пд. . Америка, Скандинавия, Австралия-Азия), в 198 г. создана Тихоокеансько-Азиатську совет коренных народов. Коренные народы настаивают на потому, что они должны иметь другой статус, чем нац. меньшими, также считают что современное международное право дискриминирует их право на самоопределение.

3. Основные принципы современной етнополитики:

1)право прав человека и основных свобод, включая национальный;

2)равные права этносе за разных форм их самоопределения с обязательным условием сохранения соборности, государственности;

3)равные права и ответственность районов и областей;

4)многонациональное единство украинского государства, ее этносов и граждан;

5)развитие украинского общества путем диалога, мирного решения проблем.

6)Государственная поддержка украинского и имело численных народов;7)Создание международных гарантий защиты прав и свобод.

8)В реальной жизни осуществления этих принципов передбачености и в целом государства:

-точный учет конкретных исторических условий развития этносов и в целом государства;

-создание общепризнанных законных механизмов и норм с помощью чего на практике обеспечивается удовлетворение этих принципов в жизни.

Итак, етноцинальнала политика - это область внутренней политики, которая обеспечивает национальную безопасность в сфере международных отношений и внутреннюю стабильность страны. Основные факторы их:

1. Эффективность системы государственного управления

2. Конституционный порядок (федерации, унитаризм).

3. Федералистични и регионально-автономные политик. и движения.

4. Етнонациональни политические движения.

5. Внешние факторы.