Свадьба на Коломийщини

Главная - Культура - Свадьба на Коломийщини

ВСТУПЛЕНИЕ.

Еще сызмала я интересовалась народными обычаями и обрядами, так как я родилась в живописном селе на Прикарпатье. Прикарпатье это край песни, музыки и танца.

Писать эту работу, я поставила перед собой цель осветить богатство наших традиций и обрядов, ведь это - большое сокровище - культурное наследство которая передавалась из поколение у поколение. По моему мнению, наши обычаи не должны забываться народом.

Чрезвычайно богатая Коломийщина на украинские народные традиции и обычаи поскольку ее земли с давних пор заселенные местным украинским населением. Вместе с тем Коломийщина в фольклорно-этнографическом отношении пестрая и до сих пор остается не изученной.

Коломийщина, как одна из найдревниших и национально выразительных краев Украины, имеет свои неповторимые свадебные обычаи и традиции. В них ощущается отголосок далекого прошлого, дохристианских времен, в них переплелись христианские и языческие верования с новым, светским. Своеобразность заключается и в совершенных текстах свадебных песен, в прадавних оригинальных мелодиях, в высоко-эстетичных строях молодых, в сохранении до конца XX ст. , остатков тысячелетних традиций, чего уже редко увидеть в современной Украине. Свадьба на Коломийщини представляет собой высокое театрализованное действо, отшлифованное столетиями. В селах Коломийщини Свадьбе и в дальнейшем придают особое значение, хотя от 1970 - х лет оно испытает ощутимых изменений и впливив.

Что-два - что-три сел на Коломийщини отличаются большей или меньшей мерой своими свадебными обычаями и обрядами, песнями, традициями, музыкантом, а иногда и кушаньями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Условно относительно свадьбы села Коломийщини можно поделить на несколько кущив.

Села гуцульской Коломийщини (Коваливка, Большой и Малый Ключеви, Рунгури, Слобода, Маркивка. Молодятин, смт. Печенижин).

Девки и легкие знайомилися на "йгри" - танцах просто неба, на толоках, на храмовых праздниках. Если одно одному были до вподоби, то дружили -"ходили", парень чаще всего брал в танец свою любимую. Когда он отважился жениться, то предупреждал об этом своих родителей - "старшину". Получив от них согласие, предлагал девушке вступить в брак. Девушка же сообщала об этом своих родителей называя дату старост. Большое значение отыгрывало материальное положение женихов, а а потому когда шутили что "ц коза бы сии отдала, если бы групни имела" (с. Большой Ключей). Из прадавних времен сохранился пересказ о том, водили стариков девок привязав к телеге, под дома в которых были парни и спрашивали: "Здолобинь". Если им отвечали "Здолобинь", то девку отвязывали и отдавали за парня.

Старосты. Старост надеялись с началом передвеликоднього поста - М'ясниць, на праздник Василия, или на праздник Петра. Самое сватанье начинается из того, что кто-то уважительный из родини жениха просит разрешения мамы невесты на старосты. Когда же девка хочет отдаться, то ведут речь о вило-посаг.

У старосты шли в воскресенье вечером, или другой скоромный день. У старосты шли два уважительные ґазди: близкие соседи, родственнике, крестные родители, или и ґазди (с. Коваливка, с. Мишин). Войдя к дому, старосты приветствовались, заводили разговор об урожае, погоде, и т.п., а со временем и к главной теме. Вдоль всей беседы девушка стояла возле комина. Переговорив со старостами, отец спрашивался согласия девушки, если она согласная, то дело решено. Со старостами жених заходил к дому последний,) нос бутылку водки, буханку хлеба. Если девушка соглашалась выйти замуж за мальчика, то старший староста брал их за руки и з'еднував.

Оглядини. Той самой недели, когда были старосты, родители невесты пополудни отправляются к родителей жениха посмотреть, на какое хозяйство идет их дочурка. На узборинах происходит своеобразный торг за . приданое. Хозяева угощали гостей - будущих сватов и договаривались, когда _ пойти к священнику, чтобы он возглашал заповеди. С началом произнесения заповедей в церкви родители начинали готовиться к свадьбе: запрещали музыкантов, повариху, определяли день свадьбы.

К заповедям девушка носила одну косую на затылке, заплетенную в красную уплитку с волички и украшенную внизу разноцветными лентами и цветами. А на торжественные праздники во время заповедей девушку заплетают в две селезенки. За неделю перед браком молодежи шли исповедоваться.