Культура первоначального времени, ее развитие

Главная - Культура - Культура первоначального времени, ее развитие

Культура каждого человеческого сообщества отображает определенная степень развития материальных, духовных и общественных достижений, которые создают соответствующий грунт для человека, ее образа жизни и мышление. Первоначальное общество в историческом развитии охватывает огромный период - от появления человека к возникновению первых цивилизаций. Вдоль этого времени сформировался физический тип современного человека, который, приспособившись к климату, создала простейшие жилье и орудие работы, начала создание духовных ценностей, выработала первоначальные формы организации общины и правила взаимоотношений между ее членами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЭПОХИ

И ее ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Первоначальная эпоха присущий всем без исключения формам человеческого сообщества. Конечно, каждой из них присущий свой исторический путь развития, однако целесообразно исходить из того, что первоначальная история общества, его культура имеют узагальнювальний характер. Объединяя воедино все первоначальное общество, культура выступает как общечеловеческое достижение, а вся человеческая общность - как носитель этой культуры.

Важными источниками для изучения культуры первоначального общества есть археологические, этнографические и антропологические материалы, а также фольклорные памятки, достижения лингвистики, геологии, палеоботаники. Именно на их основе разработана периодизация первоначального общества, его культуры. Вместе с тем подчеркнем, что проблема периодизации истории и культуры первоначального общества сегодня одна из найдискусийниших, хотя первый шаг в этом направлении был сделан еще в античном мире. В частности, древнеримский философ Тит Лукреций Наказаний (близко 99-55. к н.э. ) в поэме "О природе вещей" сделал предположение о наличии в истории культуры первоначального общества каменной, медной и железной эпох. Критерием такой периодизации он считал постепенную замену каменных орудий медными, а последних - железными.

В "Этимологии" испанского епископа Исидора Севильського (570 - 636 pp. ) история культуры человеческого общества разделена на шесть эпох: от Адама до Ноя; от Ноя до Аврама; от Авраама до Давида; от Давида до Вавилонского плена евреев; от Вавилонского плена евреев к рождению Исуса Христоса; от рождения Исуса Христоса до конца мира.

В XVIII ст. французский философ-просветитель Ж. Кондорсе (1743-1794 pp. ) поделил историю человеческой культуры на последовательно сменные формы хозяйствования (охота, рыболовство, скотоводство, земледелие). Начатая в XIX ст. классификация первоначальных памяток материальной культуры побуждала создание научно обоснованной археологической периодизации, которая подтвердила правильность гипотезы Лукреция. Датский ученый К. Томсен (1788-1865 pp. ), используя археологические данные, внедрил понятие трех возрастов: каменного, бронзового и железного. Сегодня к ним иногда прибавляют и четвертый - медный, а каждый из возрастов, в свою очередь, разделяют на отдельные этапы.

Над проблемой периодизации культуры работали также другие ученые, известные в области природоведения и в разработке вопросов эволюции общества. Например, в первой половине XIX ст. свои варианты периодизации предложили шведский природодослидник С. Нильсон (1787-1887 pp. ) и выдающийся американский историк, етнолог и археолог Л. -Г. Морґен (1818-1881 pp. ). В частности, С. Нильсон

выделил в процессе исторического развития четыре стадии: дикарство, номадизм (кочевое скотоводство), земледелие и цивилизация. Вместе с тем Л. -Г. Морґен поделил историю культуры на дикарство, варварство и цивилизацию.

Найусталенишим взглядом считается такой, согласно которому археологическая периодизация согласовывает из общеисторической, т.е. каменный век отвечает первоначальному порядку, бронзовый - возникновению древнейших государств, ранний железный - государствам вторичного типа. За этой периодизацией каменный век на территории Украины начался приблизительно 800 тыс. лет тому и длился вплоть до неолита (IV тыс. к н.э. ); эпоху медного века датируют IV-III тыс. к н.э. ; эпоху бронзового возраста - II тыс. к н.э. - VIII ст. к н.э. , а эпоху раннего железного века - VIII ст. к н.э. - IV ст. н.э. Отечественные ученые считают, что на территории Украины каменный век и эпоха неолита закончилась около 2800 - 2750 pp. к н.э. Составной частью этой эпохи на некоторых территориях был медный век (между 3300-2800/2750 pp. к н.э. ). Эпоху бронзового возраста следует датировать из 2800 (2760) до 1200 pp. к н.э. , а эпоху раннего железного - периодом из XII ст. к н.э. по IV ст. н.э. Безусловно, каждый период в развитии человеческой культуры имеет присущие ему свойства. Так, для первого периода первобытнообщинного порядка, который условно называют дикарством, характерные постепенная эволюция человека, присвоение готовых продуктов природы, создание простейших орудий работы, добывание огня и возникновение производственных отношений. Первой формой общественно-экономических отношений было первоначальное человеческое стадо, в пределах которого происходило становление общественного человека. Второй - родовой порядок, или варварство, был периодом полного утверждения системы производственных отношений первоначального общества. За родового порядка основной ячейкой общества был род, который объединял группу людей, связанных кровным породнением. В этот период возникают скотоводство и земледелие. Продукты, полученные от таких форм хозяйствования, постепенно вытесняют зависимость пищи от збиральництва. В конце концов, для нижней фазы варварства характерное внедрение гончарства.