Этика, ее основные категории

Главная - Культура - Этика, ее основные категории

Естетика (от греческого - видчуваючий, чувствительный), философская наука, которая изучает сферу эстетичное как специфическое проявления целостного отношения между человеком и свитом и область художественной деятельности людей.

Категории (от греческого - вылавливания, примета) - наиболее общие и фундаментальные понятия, которые отображают, общие свойства и отношения явлений действительности и познание.

Основными эстетичными категориями выступают прекрасное и безобразное, визвишене и низкое, драматизм, трагическое и комическое, героическое и т.п..

Категории эстетики раскрываются как своеобразное проявление эстетичного освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни - в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре и быту и т.п..

В определении категорий эстетики присутствующая как объективная, так и субъективная сторона эстетичного освоения. Если к объективной можно отнести научное мышление, которое опирается на общие логические законы и формы мышления, то субъективная сторона - это эстетичные ощущения, вкусы, оценки, переживание, идеи, идеалы.

Эстетичные категории выступают своеобразными мерилами, согласно которым можно делать оценку прекрасного. Еще с давних времен большие мыслители брались разрабатывать основные эстетичные категории. Искали формулирования, которые бы давали возможность более четко определить, что такое прекрасное, которые есть качественные и количественные формы его проявления, которое выступает антиподом прекрасному, высокому.

Чтобы определить, прекрасно что-то или нет, мы соотносим представление не с объектом с помощью ума ради познавания, а с субъектом и его чувством или удовлетворение недовольства с помощью воображения. Суждение вкуса тома не является познавательное суждение: стало быть, оно не логическое, а эстетичное суждение, под которым имеется в виду то суждение, которое определяет примету, которая может быть только субъективной.

Каждый должен согласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому домешивается наименьший интерес, очень страстное и не является чистое суждение вкуса.

Сложность разработки основных категорий эстетики заключается именно в том, что субъективность нередко противоречит объективности.

Суждение о предмете удовлетворения может быть совсем незаинтересованным и в тот же время очень интересным, т.е., оно не грунтуется на интересе, но возбуждает интерес: такие все чистые моральные суждения, но суждение вкуса сами по себе совсем не обосновываются какого-нибудь интереса. Не считая, однако, на все это расхождение между приятным и красивым /первое то, что нравится внешним чувством в ощущении, второе то, что нравится с помощью ума через одно лишь понятие/ они сходятся в том, что всегда связанные с заинтересованностью в своем предмете.

Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным суждением, т.е., будучи равнодушным к существованию предмета, лишь связывает его свойства с чувством удовлетворения и недовольство.

Если прекрасное вызывает в человеке чувства или удовлетворение недовольства, то приподнятое вызывает в человеке идею об приподнятому Кант пишет: "Отсюда вытекает, что приподнятое надо искать не в вещах природы, а исключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено - решение этого вопроса надо предоставить дедукции".

Домогательство эстетичного суждения на загальзначимисть для каждого субъекта, как суждения, что должно грунтоваться на каком-нибудь априорном принципе. Априорные принципы /от латинского priori с предыдущего/ - понятие логики и теории познания, которое характеризует знание, которые передует опыту. В Философии И. Канта априорное знания - условие опытного знания, которое прибавляет ему оформленный, общий и необходимый характер.

Хотя суждение вкуса претендует на общий характер, оно по природе субъективно. Это очень хорошо прослеживается на "критику". "Критики" создают определенный кодекс правил, которыми должны руководствоваться люди в оценке прекрасного, эти правила они базируют на логических соображениях-понятиях, создавая тем самым целую науку о прекрасном, выдавая эти правила за объективные. Хотя они и основывают эти правила на личных суждениях о прекрасном, но само-то главное в том, что и эти правила не могут ста эталоном в оценке прекрасного индивидуумом, так как он сам выходит в этой оценке со своих пониманий, верней, от рефлексии субъекта. "Таким образом, хотя критики, как говорит Кант, могут философствовать более правдоподобно, чем повара, усе-таки судьба и тех и других одинаковая".