Этика семьи

Главная - Культура - Этика семьи

1. Особенности формирования семьи, роль и значения в обществе

Этимология русского слова «недостаток» указывает на родственность из древнерусским «брачити», т.е. «отбирать». Украинское слово «брак» ведет свое начало от давньо-слов'янського слова «сълюб», что означало торжественное обещание. «Слюбитись» в ряде славянских языков означает договориться. Брак - это санкционированная обществом форма взаимоотношений между полами и отношение к потомству, т.е. средство регуляции половых отношений и воспроизведение населения. Это свободный равноправный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, которая образовывает семью и порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности между подружжям.

Приведенное определение брака как социального явления содержит и очевидное разногласие: брак - «свободный», но связанный с «обязанностями». Однако это и разногласие реальной жизни. На мысль К. Маркса, «. . . никого не заставляют братья брак, но каждого заставляют повиноваться законам брака, если он взял брак». Современный брак е моногамным (моногами-крепкое, постоянное единобрачие) и представляет собой исторически четвертую форму брака, которую знает человечество.

Начало формирования брачных отношений в зарождаемом обществе связанный с потребностью в особых социальных нормах для регуляции полового общения внутри рода, укрощение биологического инстинкта. Так, накладывались запрета (табу) на половое общение между мужчинами и женщинами данного рода в определенные периоды (подготовка к охоте, самая охота). Табу привели к возникновению обычаев, которые со временем породили экзогамный брак (мижродовий, межплеменной).

Запреты распространялись только на члены своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, однако выходцев из других родов и племен не касались. Возникновение экзогамного брака совпадает с процессом формирования гомо сапиенс, который появился приблизительно 40 тыс. лет тому. Таким образом из эндогамии, т.е. половой связи между представителями только одного рода, через агамию, т.е. временный запрет половых сношений, возникшая экзогамия - систематические половые связи между представителями разных родов. Возникает групповой (дуальнородовий) брак, где все мужчини одного рода е мужчинами всех женщин другого рода, мужчини же этого второго рода, соответственно,- мужчинами женщин первого.

В рамках группового брака производственные и детородные отношения были оторваны одни от одних. Групповой брак еще не стал браком персональным, т.е. сколько-нибудь постоянных «супружеских» пар не существовало. За таких отношений определить линию отцовства было невозможно Происхождение детей считалось только по матери, признавалась только женская линия ридства. Дети знали только своих матерей. Сестры с их детьми, кровные братья и другие родственники и представляли материнский род. Материальной основой группового брака выступало главным образом домашнее -хозяйство, поскольку охота уже не всегда могла обеспечить благосостояние рода.

Постепенно в рамках дуально-родового брака на грунте взаимных поездов начали составляться довольно постоянные пары. Парный брак не регулировался сообществом - его поддерживала только добрая воля партнеров, поэтому он еще не был моногамным. Мужчина мог быть связан такими парными отношениями с несколькими женщинами, равно как и с несколькими мужчинами. Такой брак скорее был первисно-егалитарним, т.е. равноправным. Данная форма брака возникшая приблизительно 25-24 тыс. лет потому, что предопределялось переходом к новым формам хозяйственных, экономических отношений внутри рода, возникновением личной собственности.

Появление последней, излишков продуктов у некоторых членов рода положила начало дарообминови как очередному шагу на пути к установлению семьи, преобразование ее на хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил «своей» женщине из чужого рода часть излишка, женщина же могла дарить ему свою. И пока существовал дарообмин, поддерживалась связь между мужчиной и женщиной. Так возник индивидуальный парный шлюб.

Формирование обособленой парной семьи предусматривало неадекватный дарообмин, т.е. чтобы мужчина дарил женщине больше, чем она ему. Таким образом, мужчина становился кормильцем семьи, жены и детей. Подобная практика вызвала возникновение внутри дуально-родовой организации такой постоянной хозяйственной единицы, как община, которая состояла из парных семей. К каждой из них входили мужчина, женщина и ее дети. В таком виде брак выглядел как союз между мужчиной и женщиной, а одна из целей данного союза - обеспечение удержания и воспитание детей женщины. В конце концов, с возникновением парного брака половые сношения между партнерами уже регулировались не только моральными нормами, а и определенными социально-экономическими отношениями.

Возникновение и укрепление частной собственности привело к установлению классовых отношений, которые легли основаниями у современного вида брак - моногамию. Своей классической формы моногамный брак и моногамная семени достигают лишь в зрелом классовом обществе. Поскольку владение частной собственностью на средства производства стали основанием распределения созданного в обществе продукта, мужчина выступает в роли кормильца только потому, что е владельцем средств производства. Развитие новых экономических отношений изменило роль партнеров в семье, женщина фактически стала рабой мужчины, материнское право было ликвидировано. По словам Ф. Енгельса, это было всемирно-историческое поражение женского пола, в результате которой «мужчина захватил руль власти и в дому, а женщина была лишена своего почетного положения, порабощенная, преобразованная в рабу его желаний, в простое орудие деторождения».

В условиях рабовладельческого и феодального общества женщины были лишенные многих гражданских прав. В неравном положении они были и перед законом, который объявлял мужчину властелином всех членов семьи. В Старинном Риме мужчина после рока жизни с женой мог сделать ее своей рабой или продать в рабство. Родительская семья женщины тем, что хотя бы раз на год принимала дочь под свою крышу, спасала и ее свободу, и права гражданства. Более поздний возвращение женщины в родительскую семью уступило местом пошануванню жены и матери в дому мужчины. День этот стал семейным праздником, когда женщину освобождали от ее обычных домашних обязанностей, поздравляли, вручали подарки. Праздник приходился на март и из него походит современная традиция отмечать 8 марта - Международный женский день.

Некоторые нормы семейно-брачных отношений, которые свидетельствуют о бывшем величии материнского рода, сохраняются и до сих пор. У племен саййн, аль-хумум на юге Йемена женщины принимают участие в публичных церемониях, танцуют вместе с мужчинами. Они самостоятельно выбирают жениха и встречаются с ним к свадьбе. Брак укладывается в жилье женщины. На ее родственников молодой работает определенное время, пока не достанет разрешение ввести женщину в свое жилье. Молодая, немного пожив с мужчиной, имеет право пойти от него до своих родителей. Объяснение простое: «Я его не хочу!» - говорит она и это считается веским основанием для разрыва брака.

Хотя общие правила отдают безусловное преимущество родительским родственникам (или, как высказываются этнографы, принципу патрилинийности), местная традиция на стороне родственников со стороны матери (принцип матрилинийности). Следствием этого есть и то, что жена сыграет необыкновенную роль во внутрисемейной жизни. Она присматривает детей, пасет коз и овец, но она же принимает гостей как глава семьи. Мужчина защищает семью и род, зарабатывает на прожиток и доит верблюдиц, но он же готовит пищу, мелет зерно, стирает своя одежда, ходит по воду и за топливом. Интереснейшее, что права женщин надежно оберегает племенное собрание, в котором нет ни одной женщины - лишь мудрые старики и сильные воины.

В племенах аль-хумум и саййн с гордостью говорят, что по закону кровной мести за убийство одной женщины платят своими жизнями десять мужчин. С убийцей безоружной женщины соплеменники не обмениваются приветствиями, не молятся с ним рядом, не присматривают за его скотом, не верят его слову и отвечают отказом ему в том, в чем бедуин никому никогда не отвечает отказом,- в глотке воды.

В условиях буржуазного общества семени начинает терять свой патриархальный характер и приобретать черты равноправия, егалитарной семьи. В такой семье мужчина и жена работали, оба удерживали своих детей. Брак их строился на равноправных отношениях. Благодаря двигательные женщин за свое освобождение уже из конца XIX ст. они стали владеть основными экономическими и политическими правами. В наше время лишь в четырех странах женщины лишенные права принимать участие в выборах в парламент (Лихтенштейн, Сан-Марино, Южно-Африканская Республика, Андорра). В трех странах права женщин ограниченные (Испания, Боливия, Гватемала).

Действующие в нашей стране Основы законодательства о браке и семье специально подчеркивают условия вступления в брак, определяя его действительным или недействительным. Главной предпосылкой является согласие будущего супружества на заключение брака, его регистрацию. Иначе один из супружество может через суд объявить брак недействительным. Необходимость включения этого условия к числу тех, что определяют действительность брака, вызванная (хотя и нечастыми) случаями похищения (согласно традиции) нареченных. Тем не менее согласие не является еще достаточным основанием для признания брака дийсним.

Вторым условием вступления в брак есть брачное совершеннолетие будущего супружества. Согласно Основам законодательства брачный возраст установлен единым для юношей и девушек - 18 лет. Законодательные органы некоторых республик, например Украины, снижают брачный возраст женщины до 17 лет. В случае, если молодые люди вступают в интимные сношения и ждут на ребенка, местные органы власти имеют право регистрировать брак между лицами, которые не достигли брачного возраста (на Украине - с 16 лет).

Соблюдение принципа моногамии является третьим условием вступления в брак, больше того, отступление от этого принципа считается в нас преступлением и преследуется, как это общеизвестно, соответствующими статьями уголовного кодекса.

Четвертым условием является отсутствие любого ридства между будущим супружеством. В конце концов, пятым условием является психическое здоровье лиц, которые вступают в брак. Закон не допускает заключения брака между лицами, одна из которых признанная в судебном порядке недееспособной по причине душевной болезни. Появление дефектов психики после вступления в брак дает право одному з супружество брак разорвать.

Регулируя личные и имущественные отношения между супружеством, между родителями и детьми, определяя условия вступления в брак и его разрыв, Основы законодательства о браке и семье направлены прежде всего на укрепление семьи, защита интересов детей. Итак, государство защищает и интересы всего общества, учитывая влияние семьи на отношения в нем, на характер социальных процессов, которые происходят в нем.

Осознание необходимости вступления в брак, создание семьи приобретало порой необыкновенные формы. Так, древнегреческий мыслитель Платон считал, что общество должно осуждать тех, кто не создал семьи до 35 лет. Неженатые после этого возраста должны платить соответствующий налог. В старинных Афинах и Спарте в самом деле существовал обычай во время праздника весны сечь розгами тех, кто уклонялся от вступления в шлюб.

За Аристотелем, государство вырастает из семьи, которая е первым видом общения людей. И если Платон выходил из равенства мужчины и женщины в подобном общении, то Аристотель утверждал, что мужчина должен властвовать над женщиной. Это положение, кое-что видоизменено в духе времени, было воспринятое христианством и западноевропейской традицией. Только из середины XIX ст. наметился отход от этой традиции. И. Кант считал, что общение статей должны быть договорным отношением, а моногамный брак, основанный на пожиттевий верности супружества одно одному, возникает единственно моральной и правомерной формой брака.

Фихте настаивал на равенстве мужчины и женщины в браке, рассматривал любовь как единое его моральная подпочва. В конце концов, Гегель впервые поставил в зависимость от условий жизни формы семьи и брака. Так, современную ему семью он считал обусловленной христианской моралью и частной собственностью на землю.

Важной вехой на пути к научным представлениям о семье была книга Л. Моргана «Старинное общество» (1877). Это найудалиша к тому времени попытка воссоздать историю семьи, опертая на изучение шлюбно-симейних отношений народов, которые стоят в экономическом и социальном плане на низком уровне развития. Морган осуществил также сравнительный анализ функционирования семьи при разных условиях. Первое марксистское исследование о семье, написанном Ф. Енгельсом в 1884 p. , грунтувалося на выводах, которые содержались в книге «Старинное общество». Работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства» стала основанием в самом деле научного учения о семье.

Ключом к пониманию сути семьи было рассмотрение ее как категории исторической. Ф. Енгельс последовательно показала связь формы семьи (от первоначальной групповой к моногамной) с процессами в общественной жизни. Изменение способа производства с неизбежностью порождала новые формы семьи. Енгельс показывает вызванное развитием продуктивных сил ослабления влияния родственных связей на общественный порядок. Утвердившися, частная собственность сформировала и общество, в котором «семейное устройство целиком подчинено отношениям собственности»'. Подвергая острой критике буржуазную семью, Енгельс противопоставляет ей новый, высший тип семьи, где, по его мнению, условия для утверждения этого типа обеспечат привлечение женщины к общественному производству, установлению настоящего равноправия с мужчинами в общественной жизни, освобождение женщины от бремени домашнего хозяйства.

Под семьей имеется в виду малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Через семью происходит изменение поколений людей, в ней осуществляется воспитание, первичная социализация человека, достижение ею гражданской зрелости. Направляя свой мощный потенциал на духовное становление личности, семья служит эффективным средством для восстановления, поддержки духовных и физических сил человека, включение ее в общественную жизнь. Рядом с другими социальными функциями семени обнаруживает заботу о людях преклонных и непрацездатних.

История семьи как такой начинается из того момента, когда развитие продуктивных сил достигает уровня, который обеспечивает выделение моногамной семьи с одного мужчины и одной женщины, которые проживают в прочном браке, а также их потомства.

Первой разновидностью семьи постоянная патриархальная, где главенство принадлежало мужчине. Подобные семейные отношения достала название патриархата. Испытывая влияния непостоянных условий жизни, патриархат приобретает разные формы. В некоторых странах Востока и до сих пор практикуется полигиния (многоженство), за которой мужчина вместе с тем находится в нескольких брачных союзах. В Европе и в большинстве стран мира эволюция патриархальной семьи шла в сторону закрепления моногамии. В начале своего формирования патриархальная семья была очень многочисленной и могла насчитывать несколько сот мужчина. К ней входили родственники и потомки одного отца вместе с их женами, детьми и родственниками. В состав семьи входили также рабы и наложницы. Благодаря своим внутренним резервам как большой производственной единицы патриархальная семья, пережив рабовладение, сохранилась и за феодализма. Но развитие капиталистического способа производства разрушило ее к сдаче.

Индустриализация производства, начатое прежде обособления работы от семьи породили новая ее разновидность - семью нуклеарну (от латинского «нуклеус» - ядро). Впервые этот срок относительно семьи употребил американский социолог Ж. П. Мурдок, который обозначил таким образом семью, которая составлялась только из необходимых для ее образования членов - мужчины и женщины. Такая семья может иметь сколько угодно детей, хотя не исключает и отсутствия их. Нукле-арна семья может быть полной и неполной. Последняя имеет одного из родителей и его детей.

Нуклеарна семья стала своеобразным ответом на нужды современного индустриального общества. Она мобильниша, а общественное производство, как известно, часто нуждается в передвижении людей с одной местности к другой. Данная разновидность семьи демократичниший в том понимании, которое не требует для своих членов единой профессии, формирует разные стили жизни, расширяет спектр форм проведения досуга и т.д. Система социального обеспечения, развитие сферы услуг, повышение размеров пенсий также стимулируют формирование нуклеарной семьи, поскольку снимают у больных и преклонных людей необходимость в поддержке со стороны близких родственников. Количество семей, которые включают три поколения родственников, неуклонно уменьшается.

В условиях современного общественного производства чимдали возрастающую роль сыграют умение и способности самостоятельно раскрывать свои обдаривания. Родственники уже имело чем могут помочь в этом, что в свою очередь ограничивает частоту встреч между ними, ослабляет их отношения.

Система отношений ридства, дополненная духовными, моральными, психологическими отношениями, внутришньосимей-ними наставлениями, а также отношениями власти и авторитета, определяет структуру семьи. Доминанты в спектре этих отношений формируют два основных типа семьи - авторитарную и демократическую. Авторитарная семья грунтуеться на суровом, неопровержимом покорении женщины мужчине (или мужчины женщине), детей - родителям. Для демократической семьи характерные равное участие супружества в делах семейной жизни, общее принятие ими важных решений. Последний есть возможным за взаимного уважения между членами семьи, учет ими как особенностей разных жизненных ситуаций, так и личных качеств и способностей обеих для распределения внутрисемейных ролей.

В отличие от семьи авторитарной, где кто-то из супружество монополизирует руль правления, в семье демократической, как правило, отсутствующий «официальный» глава. Возникающие жизненные ситуации выдвигают на первый план лидера, т.е. того из супружество (а иногда и взрослых детей), кто имеет наибольший авторитет в решении конкретных вопросов.

Социологические исследования показывают, что структура современной нуклеарной семьи еволюционизуе в сторону формирования семьи егалитарной (от латинского egalitare - уравнительный), в которой все взрослые члены имеют равную частицу прав и ответственности, дети же занимают довольно независимое положение.

Анализ функций семьи помогает даты ответ на вопрос, поставленный раньше: какую роль она сыграет в обществе? Конечно, самые функции семьи, их место, значение и субординация отображают, с одной стороны, влияние общества на семью, с другого - выполнение ею ряда общественных задач, связанных из ее местом в социальной структуре.

2. Функции семьи

В истории семьи принято выделять шесть ее основных функций: экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную. Относительно современной семьи существует несколько отличных в разных авторов типологий функций семьи. Так, С. Д. Лаптенок выделяет такие из них: хозяйственно-бытовую, воспроизведение населения, воспитательную и организации досуга. Г. М. Свердлов и В. А. Рясенцев важнейшими для советской семьи называют функции продолжения рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи. Для Н. Г. Юркевича такими есть функции духовного общения, сексуальная, рождение детей, сотрудничества в процессе их воспитания, добывание необходимых средств для ведения домашнего хозяйства, взаимной моральной и материальной поддержки. А. Г. Харчев определил как основные функции воспроизведения населения, социализации, хозяйственную, организации потребления и досуг.

Много исследователей подчеркивают рост в современной семье значения функций, которые удовлетворяют эмоциональные и социально-психологические нужды. Последнее особенно заметное в практике отношений городской семьи, которая меньшей мерой, чем сельская, сохранила черты производственной частицы общества. Одной из основных функций семьи есть экономическая. Исторические формы семьи, которые предшествовали нуклеарний, были тесно связаны с производственной деятельностью. В условиях докапиталистических формаций работа не отделялась от семьи. Сызмала дети приобщались к тому виду работы, в котором были занятые, как правило, все члены семьи. Для каждой исторической формы семьи была характерная и особая организация потребления и быта.

Обособление работы от семьи за капитализма оставило за ней функции накопления материальных благ. В условиях нашей страны, учитывая перспективы возрождения частной и дальнейшего развития кооперативных форм собственности, следует надеяться усиления рассматриваемой функции семьи, хотя еще недавно предполагалось сужение ее сферы. Определенной мерой происходит и возрождение производственной функции.

Вторая функция семьи (репродуктивная) состоит в воспроизведении населения, т.е. в продолжении человеческого рода, рождении детей. Де-вершина здорового брака, указывал Р. Нойберт. Усиление в последние десятилетия интереса исследователей - социологов, демографов, психологов, етикив - к проблемам воспроизведения населения вызванное рядом причин. Одна из них - изменение типа репродуктивности семьи: многодетный тип семьи вытесняется середньодитним и еще чаще малодетным. Так, более как половина всех семей имеют один ребенка или вообще не имеют детей, значительно сократилось число семей, которые имеют двое или трое детей.

Большой мерой это связанное с распространением городского образа жизни. В результате процесса урбанизации в городах теперь живое две трети населения страны. Значительная часть сельских семей также ведет городской образ жизни. Производственная занятость женщин, разногласия роста материального благосостояния и культуры людей не стимулируют появления многодетных семей.

Главным же фактором, который определил особенности современного репродуктивного процесса, постоянная осуществленная вместе с тем с научно-технической революцией друга, демографическая революция. В прошлом высокая детская смертность обозначалась на количестве детей в семье. Для воспроизведения численности родителей необходимая было наличие 5-7 детей. Ныне благодаря успехам в области здравоохранения, разным мероприятиям (экономическим, социальным, юридическим) стало возможным достижение в долгодействующей перспективе желательного типа дитородження. В семье для воспроизведения численности родителей теперь довольно иметь две-три ребенка. В родителей возникает уверенность, который не один ребенок с четырех, как это было раньше, а по крайней мере девять из десяти доживут к свадьбе и сформируют молодую семью.

Идея регулирования численности населения была сформулирована в античности. Платон, например, считал, что идеальное государство не должна быть очень многочисленной. Излишне населения он предлагал отселять на зависимые территории-колонии. Аристотель также отрицательно относился к возможному перенаселению государства, которое с неизбежностью должно было привести к обедненности и обезземеливанию граждан. Следствием этого он предусматривал нарастание смуты и преступности в обществе. Для регулирования численности населения Аристотель предлагал принять закон о браке, согласно которому мужчинам до 37 лет, а женщинам - до 18 лет запрещалось бы иметь детей. Кроме, того, он считал необходимым умертвляти больных детей и «излишек» новонароджених.

Практическую реализацию идея регулирования дитородження достала во времена правления римского императора Августа. Так, были разработанные и введенные в общественную жизнь законы об обязательности браков для тех, кто принадлежал к состояниям всадников и сенаторов, об ограничении для холостяков и бездетных, о преимуществах римских граждан (включая женщин), которые имеют детей1, о прелюбодеянии и разврате, о порядке брака для всех состояний. Как отмечала Роща Све-тоний Транквилл в своей книге «Жизнь двенадцати цезарив», этот последний закон Август «хотел сделать еще суворишим за другие, но бушующее сопротивление заставило его отменить или смягчить наказание. . . Да и после этого как-то на всенародных играх всадники начали настойчиво требовать от него отличия закона; тогда он, подозвав сынов Германика, на виде во всех посадовив их себе и отцу на колена, знаками и взглядами убеждал народ не сетовать и брать пример из молодого отца. А дизнавшися, что кое-кто обминает закон, обручаясь из несовершеннолетними или часто переменяя женщин, он сократил срок помолвки и ограничил развод».

В цивилизованных странах мира осуществляется демографическая политика, которая включает научно обгрунтовани, апробированные жизням программы. К ним принадлежат охрана материнства и детства, улучшение материального положения малообеспеченных и многодетных семей, предоставление бесплатной медпомощи, оплачиваемых отпусков за беременностью и после рождения ребенка, выплату помощи в случае рождения ребенка, ряд льгот молодым семьям и др. Очередная функция семьи - воспитательная. Как справедливо отмечал Д. Локк, от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. В семье ребенок познает и усваивает первые моральные нормы и образцы поведения, приобретает определенные нравственно-психологические и физические качества. Тим-то на время социальной зрелости у детей формируются довольно стойкие жизненно-ценностные ориентации.

Особенно следует подчеркнуть взаимосвязь двух последних функций. Количество детей, как указывалось, влияет определенным чином на характер реализации семьей воспитательной функции. Если в семье один ребенок, процесс воспитания значительно усложняется. Так, А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единого ребенка тяжч дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья терпит некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Объясняя свою позицию, Макаренко обращал внимание родителей на ряд причин, которые затрудняют воспитательный процесс в семьях с одним ребенком. Во-первых, единый ребенок свободно или непроизвольно становится недопустимым центром семейного бытия. Такую концентрацию родительской любви на одном ребенке Макаренко считал страшной ошибкой.

Во-вторых, заботу отца и матери большей частью превышает полезную норму, которая вызывает и определенную нервозность родительской любви. Никаких жертв, советовал Макаренко. Наоборот, пусть ребенок уступает перед родителями.

В-третьих, с единым ребенком связанные все представления о родительском счастье, потерять его означает потерять все, основу мироздания. В результате ребенок становится предметом слепой любви, часто необгрунтованого беспокойство, даже страха. На мысль Д. Дидро, родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит останних.

Вдобавок, «утопая» в воспитании одного ребенка, семья рискует потерять качество коллектива, то очень важное качество, которое естественно тормозит эгоистические устремления. Подросткам, которые выросли в семьях без братьев и сестер, часто бывают присущий такие недостатки, как привередливость,уязвимость, неумение ценить личностные достоинства другого, стремление подчинить себе других при нежелании подчиняться самому, отсутствие бережливости и др. Вступив во взрослую жизнь с такими качествами, тяжело стать в нем счастливым человеком. Причину формирования такого типа «несчастливцев» справедливо подметил Ж. Ж. Руссо: найпевниший способ сделать ваш ребенка несчастливой - это приучить ее не иметь ни в чем отказа.

Когда мы говорим о воспитательной функции семьи, то понимаем под этим не только воспитание. Общение в семье, все стороны семейной жизни взыскивают воспитательное действие на каждый из членов семьи, причем это действие длится на протяжении всего жизнь.

В конце концов, следует подчеркнуть еще на одной стороне воспитательного процесса в семье. Речь идет о влиянии детей на родителей, вообще на старших в семье, пусть то будут дедушка с бабушкой или старший брат, или сестра. Такой «обратный» влияние порождает потребность в самовоспитании, то желание «переселиться» в духовный мир ребенка, о котором писал М. И. Пирогов.

Воспитательное действие семьи на детей в значительной мере зависит от их возраста, характера проблем, которые возникают в разные периоды жизни детей. Изменяются при этом и функции старших (родителей) в семье. Особенно значащим влияние семьи оказывается в первые года жизни ребенка, большая при этом роль матери. Эмоциональный контакт, который составляется в настоящее время, потому переносится на мир в целом, на отношения с другими людьми. Ян Амос Коменський, которого по правую считают отцом современной педагогики, в своей «Большой дидактике» в 16 правил искусства развивать нравственность включил развитие добродетелей из самого малечку. По его мнению, много взвешивает привычка, приобретенная из юных лет, так как «долго будет сохранять сосуд тот запах, которым просякла из первого раза».

Эмоциональные представления и понятия об окружающем миру, которые составляются у детей под действием семейного воспитания, несравненно более широкие и глибши, чем те, что их способны формировать дошкольные заклады и школа. Вместе с тем следует помнить, что такие качества личности, как трудолюбие, честность, доброта, готовность помочь нужденним. , умение сочувствовать и сопереживать, станут результатом воспитания в семье, если они присущие самым родителям, присутствуют в их взаимоотношениях. Одна из особенностей детского восприятия мира, согласно Коменським, заключается в том, что дети учат копировать раньше, чем познавать. «Ведь дети - это обезьяны: хотя бы что они видели - хороше или плохое, они стремятся это подражать даже без всякого внешнего понуждения». Отсюда еще одно правило искусства развивать нравственность, за которым родители должны давать детям примеры порядочной жизни. Последнее важное еще и потому, что дети словно воссоздают семейную атмосферу, стиль отношений в семье в своем общении с товарищами, в школе, на дворе. Взаимоотношения родителей между собой переносятся выросшими детьми в молодые семьи, становятся моделью отцовства и материнства. Запоздалой реакцией, которая свидетельствует о понимании значимости этих отношений для формирования подрастающего поколения, есть то, что, по выражению Ф. Шиллера, они менее за все прощают своим детям те пороки, которые они самые им привили.

За всей важности, незаменимости воспитания в семье, оно должно быть дополнено общественным воспитанием. Иначе тяжело создать все необходимые условия для формирования целостной личности.

Одна из основных функций семьи - рекреативная. Хорошо известно, что отношения между членами семьи предусматривают представление друг другу материальной, физической помощи, моральную и психологическую поддержку, взаимная забота о здоровье. Кроме того, способ использования свободного времени, организация досуга членов семьи призваны оказывать содействие восстановлению физических и духовных сил человека.

Проблема организации семейного досуга довольно злободневная. Можно сказать, что характер использования свободного времени может служить одним из показателей зрелости личности. Семейный досуг - это встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, чтение, слушание радио, магнитофонных ваписив, просмотр телепередач и видеозаписей, разные увлечения (хобби). К семейному досугу входят и посещение музеев, театров и кинотеатров, концертных залов, проведение ежегодного отпуска, экскурсии, туристические походы, прогулки в парках и т.д. Участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, просто занятия физкультурой также помогают организовать семейный досуг.

В последние десятилетия социологи особенно делают ударение на коммуникативной функции семьи. Эффективность семейного воспитания, семейный бюджет, возможность восстановления физических и духовных сил членов семьи зависят не в последнюю очередь от характера отношений, уровня взаимопонимания, которые сложились в семье. Чем больше эти отношения доверительные, чем полнее они выполняют роль эмоциональной защиты, способны откликнуться сочувствием и сопереживанием, тем высшая их моральная ценность. Такая «открытость» отношений между супружеством, родителями и детьми дает возможность решать возникающие проблемы разнообразнейший кшталту - от бюджета семьи к тончайшим интимным вопросам. Характер взаимоотношений в семье влияет на развитие интеллекта детей, их эмоций.

Кроме организации общения и отладка взаимопонимания, семья служит также важным звеном между своими членами и средствами массовой информации, литературой и искусством. Оценки, которые их дают родители, старшие члены семьи событиям, лицам, тем или другим явлениям в общественной жизни, феноменам культуры, к определенному возрасту воспринимаются детьми без критического анализа. Нельзя не видеть тесной связи этих оценок с началом формирования у подростков мотивации своего поведения, мировоззренческих наставлений. Круг семейных интересов в конечном итоге влияет на дальнейший выбор сферы профессиональной деятельности.

Семья взыскивает значительное влияние на связь своих членов с природой, определяет характер отношения к ней. Так, во время туристских походов или просто прогулок природа выступает замечательным фоном для воспитания многих необходимых для взрослой жизни качеств. Моделирование при таких условиях разных ситуаций естественной человеческой жизни включает детей в подготовку к реалиям семейного быта, преодоление трудностей, решение спорных вопросов, выполнение ряда обязанностей, которые требуют определенной самостоятельности и, конечно, знаний, умение. Моральные ценности и традиции семьи - мужество и женственность, почтительность к женщине, взаимопомощь, трудолюбие, бережное отношение к природе - находят свои практические формы и легко усваиваются детьми.

К числу основных функций семьи принадлежит и регулятивная. Семейная жизнь вырабатывает определенную систему регулирования отношений между членами семьи. Здесь осуществляется, как говорят социологи, первичный социальный контроль, реализуются власть и авторитет. Заметим, что власть и авторитет главы семьи, характерные для авторитарного ее типа, поддерживали государство, традиция. Таким образом, через главу семьи, через втлумачення ему чувство ответственности осуществлялся контроль за поведением подрастающего поколения. За ослушание родителям предполагались разные наказания, вплоть до лишения наследства, угроза подвергнуть остракизму со стороны родителей, общества. Родителям же государство поручало «исправлять» поведение взрослых детей, осуществлять надзор за ними. Еще Епиктет считал, что строгость отца - замечательное лекарство: в них больше сладкого, чем горького. В современной демократической, егалитарний семье влияние на ее члены может осуществляться только с помощью моральных норм, личного авторитета членов семьи. Основаниями такого авторитета могут быть только работа родителей, их гражданское лицо и поведение. Небрежение проблемами подрастающего поколения, подчеркивание вековой дистанции наносят непоправимых потерь воспитанию, затрудняют осуществление регулятивной функции семьи. Отношение же к детям как к рабам Гегель считал найаморальнишим со всех вообще аморальных стосункив.

Последними годами этики-ученого-этики и социологи выделяют также фелицитологичну (от итальянского felicita - счастье) функцию семьи. Стремление счастья особенно проявляется при вступлении в брак, в процессе формирования семьи. Во всяком случае условия, создаваемые в демократической, егалитарний семье, оказывают содействие дальнейшему развитию сущностных сил и способностей человека, реализации ею своих творческих задаткив, которые в свою очередь оказывает содействие ощущению полноты счастья и осмысленности бытия.

Семья как важнейшая ячейка общества ощущает на себе влияние всех процессов, которые происходят в нем, всех присущий ему разногласий. Тому характер реализации присущих ей функций зависит в большой степени от состояния общества в целом. Изменения, которые происходят в нашей стране, объективно оказывают содействие гуманизации семейных отношений, росту роли семьи в процессе формирования нравственности подрастающего поколения.

Список литературы

1. Афанасьева Т. М. Семья. - Г. , 1995.

2. Войтович С. О. Мир семьи и горизонта призвание. - К. , 1997.

3. Журбицька Т. С. Молодая семени. - К. , 1995.

4. Королев Ю. А. Супруги, родители, дети. Г. , 1986.

5. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. Г. , 1994.

6. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. - К. , 1989.