Корифеи украинского театра


Театральное искусство в Украине достигало корнями в седую давность, вело начало из фольклора. В веснушках, купальських и обжиночных песнях, в колядках и щедривках, в обрядах свадьбы и похороны имеющиеся яркие элементы лицедейства: слова, мелодии, танца, пантомими. Еще скоморохи Киевской Движении начали примитивный театр - потешные зрелища на площадях и базарах. Позднее, в конце XVII - в первой половине XVIII столетий, популяризаторами своеобразного театра стали студенты Киево-Могилянской академии, которые во время вакаций, зарабатывая себе на продовольствии, ставили интермедийни спектакли. Некоторые произведения того времени, особенно религиозного содержания о рождении Исуса Христоса, сохранились и по сей день и выполняются на Рождество.

XIX столетие создало все предпосылки для возникновения нового театра. Реалистическая игра русского актера М. Щепкина и украинского - К. Соленика, которых сравнивал Т. Шевченко, появление украинских драматических произведений И. Котляревського, Г. Квитки-Основ'яненка, Кобзаря, попытка поставить украинские драмы в столице Русской империи Е. Гребенкой и в других городах Я. Кухаренком дали незаурядный шанс в будущему возникнуть такому важному компоненту, как художественный ансамбль, который создали М. Кропивницкий и М. Старицкий.

Царские указы о запрете украинского слова и национального театра, а также множество чиновничье-бюрократических тормозов хотя и замедляли развитие украинской драматургии, мешали ее развитию, тем не менее уничтожить не могли. В 70-концы х лет украинское актерское искусство, сам театр набрали выразительных общественно-общественных функций, оказывали содействие подъему национального сознания народа.

Этот театр принят называть театром корифеев. Слово "корифей" - греческое. В древнегреческой трагедии корифеем называли руководителя хора или заспивувача, другими словами - предводителя художников. В современном понимании слово "корифей" означает человека, который является виднейшим деятелем в определенной сфере искусства.

Основания нового украинского театра заложил М. Кропивницкий, который создал прекрасную труппу актеров и особое внимание уделил режиссуре. Если до сих пор каждый актер играл видокремлено, то Кропивницкому удалось создать такой коллектив, где творческая индивидуальность одновременно и сохраняла себя как высокоталантливую личность, и дополняла своей игрой игру других артистов. Выдающийся деятель русского театра М. Синельников признавал: "До этого времени, ко встрече с "Малоросийським театром", я, несмотря на серьезное знакомство с постановщиками, лучшими к тому времени, Малого Московского театра, не знал и даже не заподозривал о главном - об ансамбле".

М. Кропивницкий сам искал и учил своих актеров: М. Заньковецьку, П. Саксаганского, М. Садовського, Г. Затиркевич-Карпинську - влияния на зрителей, учил проникать во внутренний мир героев, перевоплощаться в них.

Корифеи украинского театра работали в разных жанрах сценического искусства, их театр поднимался выше и выше, неся зрителю обобщенный образ хотя угнетенного и убогого, но живого и непокоренного народа. Недаром царское правительство не раз и не два ограничивал творческие возможности украинского театра, запрещал спектакля, старался не допускать на сцену серьезных произведений, разрешал исключительно развлекательно-комические.

Поскольку репертуар на время возникновения театра корифеев не был особенно широким ("Наталка Полтавка", "Москаль-волшебник" И. Котляревського, "Сватанье на Гончаривци", "Шельменко-денщик" Г. Квитки-Основ'яненка, "Назар Стодоля" Т. Шевченко), то стало само собой понятным, что театра нужны новые произведения, в которых ощущался бы дыхание современности. их авторами стали М. Кропивницкий, М. Старицкий, И. Карпенко-Карий, которые одновременно были и драматургами, и режиссерами, и актерами.

В 1881 году после длинных лет борьбы корифеев украинцы получили возможность ставить спектакля на украинском языке. При всех ограничениях и условностях (перед каждым украинским спектаклем должна была состояться русская) этот шаг министерства внутренних дел хотя немного легализировал украинский театр.

В 1885 году единая до сих пор театральная труппа разделилась: М. Кропивницкий со своими актерами отделился от М. Старицкого и его приверженцев. Оба коллектива сразу же начали самостоятельную творческую жизнь.

Авторитет театра корифеев был значительно больший, чем того в начале творческого пути могли ожидать самые актеры. Во время пребывания на гастролях в Москве украинские артисты были тепло встреченные передовой общественностью. Художник И. Репин подарил М. Кропивницкому картину, на которой руководитель труппы в казацкой одежде руководил лодкой среди бушующего моря. В Петербурге украинский театр смело конкурировал с императорским театром, о котором драматург О. Островский писал, что это заклад превратилось в место "пустой забавы", из-за чего зритель "лавиной совал в украинский театр, где показывалась мужицкая жизнь". Работа в театральных трупах требовала полной самоотдачи, отречение всех благ. Творческие коллективы М. Кропивницкого, М. Старицкого, М. Садовського, П. Саксаганского часто пешком странствовали из места на место, недоедали, болели, становились подобный цыганским лагерям через странствующий образ жизни.





Вернуться назад