Культурная самобытность как фактор национальной безопасности украины: гуманитарный аспект

Главная - Культура - Культурная самобытность как фактор национальной безопасности украины: гуманитарный аспект

Глобализация, которая длится в мире, охватывает все сферы общественной жизни, в частности и культуру. Она возникает внешним фактором, который имеет значительное влияние на характер и направление культурных процессов в отдельном обществе. Этот фактор характеризуется значительными деструктивными тенденциями унификации культурного просторную, поднимая тем самым перед национальным государством проблему сохранения собственной культурной самобытности на международной арене и поддержки культурной багатоманитности в обществе. Все больше распространяются тенденции стандартизации способа существования человека, ее материальных нужд и духовных приоритетов, так называемая «массовая культура». А потому актуальной задачам культурной политики на национальном и межгосударственном уровнях становится направление влияния процессов глобализации на увеличение возможностей развития национальных культур, которые и обусловило рост внимания к вопросам культурного развития человечества. Вместе с тем утверждается осознание культуры и как весомого фактора внутриобщественного развития, характера его общественно-политических процессов и творческого потенциала становления вообще [1].

В современном научном дискурси гуманитарные аспекты безопасности определяются как проблема сохранения человеческой личности за разрушения традиционных культурных норм и ценностей (М. Лермонтова) и вместе с тем важным условием творчества народа (Ю. Громико). Глобализацийни угрозы гуманитарной безопасности как составляющей национальной безопасности Украины обусловлены размываниям представления разных прослоек мирового сообщества о собственной идентичности относительно этноса, наций или культурно-цивилизационной принадлежности (В. Пироженко). Именно ценностная система является социокультурной основой сферы безопасности общества, которое выполняет стабилизирующую, интегрирующую и консолидирующую функции (В. Горлинський).

Одним из основных консолидирующих и интегрирующих общество факторов исследователями определяется общенациональная идентичность. Как и определение специфики гуманитарной безопасности, которые грунтуются на существовании определенного набора свитоглядно-циннисних ориентаций, этот фактор прежде всего актуализирует проблему сохранения и развития культурной самобытности наций. Ныне существуют два взаимоисключающие подхода к оценке глобализацийних процессов и проблемы сохранения национальных культур. С одной стороны, глобализация оценивается как отрицательное явление (Т. Адорно, С. Хантингтон, Дж. Девисон Хантер и Дж. Гейтс), что представляет угрозу национальной самобытности культур под давлением массовой коммерциализированной культуры, из другого (например, А. Перотти, Джагдиш Бхагвати) - оказывает содействие обогащению культур, межкультурному диалогу и становлению поликультурных суспильств.

Таким образом, культурная самобытность определенного общества содержит в себе по крайней мере две грани динамики культурных процессов. Внутренняя грань сформировалась под влиянием культурной дифференциации (поликультурности) и самобытности определенного общества. В государственной культурной политике это обуславливает необходимость взаимосогласованности государственных интересов консолидации общества и культурной дифференциации общественной жизни. Внешняя - включенисть в динамику тенденций мировой культуры. Государственная культурная политика в этом направлении является гарантом безопасности от деструктивных влияний. Итак, культура выступает важным фактором в системе национальной безопасности каждого государства. Тем не менее вместе с тем такой характер развития культурной жизни актуализирует проблему сохранения культурной самобытности наций.

Поскольку концепт «культурная самобытность» уже давно есть одним из основных приоритетов культурной политики международных организаций, то целью данной статьи есть выявления взаемообумовлености этого концепта и национальной безопасности Украины, и в частности ее гуманитарной сферы.

На Всемирной конференции ЮНЕСКО по политике в сфере культуры (Мехико, 1982 г. ) культурная самобытность определяется как совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, традиций и форм выражения народа, с помощью которых он репрезентует себя в мировом сообществе. Культурная самобытность не только расширяет возможности для всестороннего развития человека, а и «мобилизуя каждый народ, каждую группу, побуждает их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, которые совместные с их характером, и этим самим продолжать процесс создания себя» [2]. Из вышеприведенного вытекает, что процесс сохранения национальной культурной самобытности невозможный без актуализации творческого потенциала и адаптивного процесса в актуальном времени. В частности, еще в 1981 году в своем выступлении на Всемирном симпозиуме по вопросам науки и культуры тогдашний Генеральный директор ЮНЕСКО Амаду-Махтар М'боу отмечал, что утверждение национальной самобытности должны вести к долгосрочному творчеству и «мобилизации животворчих сил традиции с целью подчинения благоприятных условий современности»[3]. Дальнейшему признанию культуры как весомого фактора безопасности наций оказывали содействие программные материалы Всемирной конференции в Мехико, где, в частности, провозглашена культурная автономия неотъемлемой составляющей национального суверенитета, а уважение, сохранение и развитие национальной культурной самобытности было определено как вопрос первоочередного веса, поскольку оно отображает общее стремление стран, которые развиваются [4].

Несмотря на все более потужнишу популяризацию идей демократии и либерализма - оснований обеспечения гуманитарной безопасности каждого западного государства, а соответственно, и изменения парадигмы культурной политики в сторону ограничения полномочий государства в динамике общественных процессов, угрозы, которые несет глобализация, ныне снова актуализируют дискурс относительно функции государства как основного субъекта национальной культурной политики, ее конструктивной роли в сохранении гуманистического измерения культуры каждого народа как етносоциальной сообщества.