Историко-культурное содержание и значения Реформации

Главная - Культура - Историко-культурное содержание и значения Реформации

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы постоянная Реформация - широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, которое началось в первой четверти XVI ст. в Германии и был направлен на преобразование и исправление христианской религии, которая сложилась в форме католического вероисповедания. Будучи по форме и содержанием проявлением крайнего морального негодования идеологией и практикой католической церкви, противопоставлением ей своего понимания христианского учения, Реформация по своей сущности стала первым решительным выступлением буржуазии против средневековых феодальных порядков. С помощью преобразования христианской религии, изменения сознания и внутреннего мироощущения человека она дала могущественный толчок развитию нового, капиталистического общественного отношения. Непосредственным зримым результатом Реформации стало отпадание от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания - протестантизма, ограничение всевластия католической церкви во главе с папой и вообще ограничение домогательств любой церкви на власть и могущество. Наибольшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект - баптисты, методисты, адвентисты и т.п..

В тот же время действительное содержание движения Реформации, как и его объективные результаты были скрыты от сознания не только его рядовых участников, но и идеолог^-идеологов-вдохновителей-идеологов, которая ставит перед исторической наукой проблему выявления настоящего значения Реформации для культурно-исторического процесса.

Хронологически Реформация совпадает с последним периодом эпохи Ренесанса и представляет собой если бы завершение этого героического времени наибольшего прогрессивного переворота из всех, пережитых человечеством. В тот же время историческое значение эпохи Ренесанса в значительной мере связывают с идеологией и художественно-эстетичной практикой гуманизма, который провозгласил величие и достоинство человека, ее красоту и совершенство, и утвердил незыблемость прав человека на счастливую жизнь, умную творческую деятельность. Гуманисты подчеркнули самоценность человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному усовершенствованию и уверенность в ее безграничных возможностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное произведение Бог, рассматривая библейское выражение «за образом и подобием» как основание для распространения на нее творческих функций, видя ее назначение на Земле в активном творческом действии, познании и преобразовании мира, в обрамлении его своей работой, развития искусств, наук и ремесел.

И вот этому величию и обожествлению человека Реформация противопоставила идею полной ее никчемности перед лицом Бог, оптимистичному и жизнерадостному мироощущению, способности наслаждаться красотой природы и радостями жизни - суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Восхваление могущества человеческого ума и силы познания наталкивается на протестантское презрение к «соображению» и абсолютное доверие к вере, которая доходит к прямому обскурантизму (мракобесие и ненависти к науке), ярким примером которого стало сожжение Ж. Кальвином испанского гуманиста Мигеля Сервета (1553). И и самые деятели Реформации были в основному выходцами из народа, которые развили свои способности упорной работой и целеустремленностью, фанатически твердые в своей вере и противоположные гуманистам Ренесанса, прекрасно просвещенным аристократам, знатокам философии, поэзии и свободных мистецтв.

Так или есть что-нибудь общее между гуманистической культурой эпохи Ренесанса, которая утверждала величие человека и оставила прекрасные памятки искусства, непревзойденные образцы совершенства в литературе, живописи, скульптуре, и реформированным христианским гуманизмом, в лоне которого зародился новый тип личности, новый способ мироощущения и всей мотивации жизнедеятельности человека? Между светской элитарной культурой и новым способом религиозного мировоззрения?

Предыдущий ответ на эти вопросы заключается в том, что это две, - светская (гуманизм) и религиозная (Реформация), - формы новой культуры эпохи Ренесанса - а именно, культуры ранньобуржуазного общества, которые противостоит культуре феодального общества, которая теряет историческое оправдание. Их общей исторической основой стало вызревание в недрах феодализма, из него преимущественно аграрным натуральным производством, основанным на личной зависимости и принуждении к работе, новым и более эффективным формам организации общественного производства. Феодализм, который просуществовал в Европе больше тысячи лет, основанный на земельной собственности, абсолютному преимуществу сельского хозяйства и села над городом, на натуральном производстве целиком зависимых от земельного собственника крестьян, характеризовался чрезвычайной стойкостью и стабильностью. Однако усовершенствование орудий работы и развитие специализации в их изготовлении привели к появлению ремесленного производства и отхожих промыслов, а с ними и обособление ремесленного производства от земледелия, и зарождение множества новых поселений и посадов - прообразов будущих городов как центров новой, городской культуры. Города быстро росли и развивались, становясь центрами ремесла, торговли, средневековой науки и образования. Основу их развития составляли интенсивное разделение труда, рост трудовой частной собственности и расширение сферы товарного производства и товарно-денежных отношений. В свою очередь товарное производство на продажу снимало из производства присущий натуральному хозяйству ограничения и стимулировало нужды в развитии продуктивных сил, т.е. усовершенствовании средств производства, привычек, умений и знаний работника.