Культура итальянского Ренесанса


Переход к культуре Нового времени включает в себя два больших движений - Ренесанс и Реформацию, которые изменяют обычный средневековый образ мира. Ренессанс знаменует собой светское направление, Реформация - религиозный. Ренессанс распространился в Италии, других странах Западной Европы, где приобрел более религиозный характер. Эти же страны, почти не затронув Италии, охватило движение Реформации. Идеи Ренесанса утвердили в основному лишь в верхах общества. Они не опирались на широкие народные массы, в то время как идеи Реформации нашли отклик во всех слоях общества и в разных странах. Итальянский гуманизм дал о себе знать на новом витке движения в эпоху Просвещения - времени решительной секуляризации теоретической и практической мысли. Взаимные отношения Ренесанса и Реформации сложные и неоднозначные, однако именно эти культурные феномены знаменовали собой Новый час.

Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразностью своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Ренесанса в Италии стало осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса была Античность, чем и вызванный особый интерес к ней у гуманистов. Ренессансная культура охватила много мост Италии, но центром ее была Флоренция.

Термин«Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Ренесанса Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и зодчих» (XVI ст. ) Он имел в виду возрождения Античности. В дальнейшем, в основном с XVIII ст. эпоха итальянского Ренесанса характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако источника такого толкования культуры Италии XIV-XV ст. ведут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственное ввели в обиход слово humanitas (в пер. из латыни - человеческая природа, человеческое достоинство).

Основным чертами культуры Ренесанса есть: 1) антропоцентризм, 2) гуманизм, 3) модификация средневековой христианской традиции, 4) особое отношение к Античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, 5) новое отношение к миру.

С определением основных черт связанная и хронология эпохи итальянского Ренесанса. Время, в которое указанные качества только проявляются, характеризуется как Проторенесанс (конец XIII-XIV ст. ). Отрезок времени, когда культурная традиция, которая отвечает этим чертам, прослеживается четко, получил название Раннего Ренесанса (XV ст. ). Время, которое стало периодом расцвета идей и принципов итальянской ренессансной культуры, а также преддверием ее кризиса, принято называть Высоким Ренесансом (первая треть XVI ст. ). В конце концов время, когда ренессансные идеи разочаровывают, а философия гуманизма переживает кризис получил название Позднего Ренесанса (ХVI ст. ).

С чем связанная в культуре итальянского Ренесанс четкая ориентация на человека? Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие простого товарно-денежного хозяйства. Во многом основой независимости человека, ее вольнодумства постоянная городская культура. Хорошо известно, что средневековые города были ячейкой мастеров своего дела - людей, которые покинули крестьянское хозяйство и целиком думают прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Естественно, что представление о независимом человеке могло сформироваться только среди подобных людей.

Города Италии прославлялись разнообразными ремеслами. Так, Флоренция была известная своим суконным производством. Конторы Барди, Перуцци основывались во многих городах, которые торговали с Флоренцией. Процветали в Флоренции и много других видов ремесленного мастерства. Ранний расцвет итальянских городов связан, однако, не только с развитием той или другой области производства, но в большей мэре с активным участием итальянских городов в транзитной торговле. Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов выступило, кстати, одной из причин грустно знаменитой раздробленности средневековой Италии.

Подчеркивая роль торговых операций в расцвете городов Италии, французский историк Фернан Бродель отмечает, что уже в VIII-IX ст. Средиземное море после некоторого перерыва снова стало местом сосредоточения торговых путей. От этого почти все прибрежные жители получали выгоду. Отсутствие достаточных природных ресурсов, наличие неплодородных земель заставляло десятки маленьких гаваней «броситься в морские предприятия». Цель деятельности маленьких городов заключалась в том, «чтобы связать между собой богатые приморские страны, города мира ислама или Константинополь, получить золотую монету - египетские или сирийские динары, - чтобы закупить роскошные шелка Византии и перепродать их на Западе, т.е. в торговле по треугольнику. Эта активность разбудила итальянскую экономику, - подчеркивает Бродель, - что находилась в полудреме со времени падения Риму». А «фантастическая авантюра крестовых походов, - как дальше утверждает французский исследователь, - ускорила торговый взлет христианского мира и Венеции». Перевозка людей с трудным снаряжением и конями оказались очень удобным для итальянских городов. Решающим, особенно для Венеции, стал IV Крестовый поход, который завершился разграблением Константинополя. Если раньше, содействуя продвижению крестоносцев, Венеция разоряла Византию изнутри, то теперь могущественная когда-то империя стала почти что собственностью итальянского портового города. «От краха Византии, - пишет Бродель, - выиграли все итальянские города, точно так же выиграли они и от монгольского нашествия, которое открыло прямой путь по суше от Черного моря к Китаю и Индии, который давал неоценимое преимущество, - обойти позиции ислама».





Вернуться назад