Культура западноевропейского Средневековья


Средние возрасты (V-ХVI ст. ) - это эпоха, начало которой совпал с отмиранием античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, которые представляют т.н. «романское начало». Главными в культурном наследстве Рима есть правовая культура, наука, искусство, философия, христианство. Эти традиции усваивались во время борьбы римлянинов с варварами и активно влияли на собственную культуру языческой родоплеминного жизни франков, бриттов, саксов, ютов и других племен Западной Европы, которая представляет т.н. «германское начало» средневековой культуры. В результате взаимодействия этих начал возникшее напряжение «диалога культур», что дало могущественный импульс становлению и развитию собственное западноевропейской средневековой культуры.

Ее материальную основу составляли феодальные отношения, главной особенностью которых были: 1) условность собственности на землю: феодал «держал» феод - землю с крестьянами на правах владения, получаемого от вышестоящего феодала (сеньора), что, в свою очередь, также был вассалом феодала, который занимает более высокую степень в политической иерархии; 2) личное и экономическое подчинения крестьян «владельцам» земли. Основные формы зависимости - патронат и крепостное право; 3) взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое единство прав и обов'язкив.

Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского имения, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

Социальная основа Средневековья выступает прежде всего как политическое господство военного состояния - рыцарства, основанное на соединении прав на землю с политической властью . Эту сферу культуры отличает иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, которые скрепляют «раздробленное» общество. С образованием централизованных государств формировались состояния, которые составляют структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и другие жители, позднее названные «третьим состоянием», «народом». Духовенство проявляло заботу о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ - трудился. Тем самым христианский образец человека трансформировался в состоянии идеалы человеческой жизни.

Интересной особенностью этого процесса стало формирование монашества, которое олицетворяло переход от общинного ожидания царства Божьего на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетического «спиврозп'яття» Христоса при жизни, общей святой жизнедеятельности. Одним из первых орденов западной церкви есть бенедиктинський (VI ст. ) Он представлял собой объединение монастырей с единым Уставом. Характерной особенностью бенедиктинцив было практическое милосердие, высокая оценка работы, активное участие в экономической жизни общества. Главной целью доминиканского ордена (XII ст. ) была борьба с еретиками. Монахи францисканського ордена (XIII ст. ) стремились подражать нищенской жизни Христоса на земле.

Для второй сословной группы - дворянства - характерные другие представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека припускал знатность происхождения, храбрость, заботу о чести, стремлении к подвигам, благородство, верность Бог, своему сеньору, Прекрасной Даме, слову, которое, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом. В этих условиях личная воля человека не продвинулась дальше воли выбора господина. Если в античном мире гражданин полиса ощущал свое единство из социальным целым в повседневной жизни, то средневековая целостность резко отличалась от полисной своей иерархичнистю. Средневековый человек эту связь с целым ощущала лишь духовно, через Бог. Тем самым в Средние возрасты начался переход от рабовладельческого сообщества равных, свободных граждан - к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от этики государственности - к этике личного служения.

Средневековый тип отношения человека к миру составлялся на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преимущества универсального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой культуры стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности. К XIII ст. преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, которое не знает развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что було воплощением христианской добродетели. Средневековый человек выступал как каноническая личность, которая олицетворяет обособление личного начала от общего и подчинение личного общему, надиндивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После XIII ст. наметился мировоззренческий поворот, все более осознавались домогательство отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начав из осознание принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему состоянию, цеховому коллективу, где личные характеристики были возможные постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира).





Вернуться назад