Что такое искусство. Его место в эстетике


В широком понимании - это вся письменность; в узкому - это сокращенное обозначение художественной литературы (она качественно отличается от других видов литературы - научной, философской и т.д. ). Понимание искусства слова качественно изменялись на протяжении его многовековой истории. Своим корням литература достигает в глубокую давность, у од литературный и дописемний период. Развитие искусства слова тесно связанный с прогрессом мышления. Ведь слово, язык является действительностью мысли.

Основная ценность слова в первоначальных формах была в тех свойствах языка, которые сближают ее с театральный^-театральным-музыкально-театральным дийством.

В дальнейшем на более высшей ступени первобытнообщинного порядка, искусство слова видособлюеться как мифологический устный эпос - мифы, легенды, пересказы, которые в совокупности образовывали эпопеи.

Развивается повествовательная поэзия. Слово входит в свои права и становится самостоятельным искусством. Правда, и здесь оно еще сращено музыкантом. Поэт, рассказчик и певец - один человек. Сказание “Илиади”, поэзии “Махабхарати” - все это пелось под музыку. Итак, устное народное творчество является тем источником, из которого возникают будущие литературные жанры: драма, лирика, эпос. Это основные литературные роды, которые проявились еще в долитературному периоде стали теми путями, которыми развивалась вся история литературы.

В основе литературного рода лежит определенный способ освоения явлений действительности в основе эпоса - эстетично освоенное событие, в основе драмы - действие, в основе лирики - непосредственное поэтическое проявление душевного состояния самого поэта.

Итак к эпосу относятся такие виды: литературный миф, сказка, эпопея, эпическая поэма, роман, повесть, рассказ, новелла. Понятие лирики охватывает собой такие разновидности: песня, ода, романс, элегия и др.

Драматический род - это трагедия, комедия и собственно драма.

Испытывая серьезных изменений литературные виды, в свою очередь, порождают немало жанрив.

Героический эпос содержит целостную картину народной жизни в форме героического рассказа о прошлом. В эпохе всегда присутствующий глубокий интерес к исторической судьбе народа. Исторический фон концентрируется всегда вокруг определенного исторического события (войны), которое имеет всенародное значение (“Одиссея”, “Песня о Роланде”, “Песня о Сида”, “Дума о Байду”, “Дума о казаке Голытьбу”).

Более высокий уровень патриотизма присущий для народив. которые испытают национального угнетения. Так, в украинских исторических песнях и думах (упоминались выше) главные герои воплощают в себе всенародное стремление к независимости, олицетворяют рост национального самосознания.

Со временем эпос отходит на второй план, уступая местом драме и новым эпическим формам (Данте “Божественная комедия”).

Еще в античной литературе возникает специфическая область словесного творчества, которое, с одной стороны, находится на границе литературы и повседневного языкового общения, а с другого - на границе литературы и философии. Эта жанровая линия достала особое развитие в эпоху Возрождения и имела наибольшее значение для рождения романа (Ф. Раб “Гаргантюа и Пантагрюель”).

Во всех больших странах Западной и Центральной Европы в эпоху Возрождения возникают и первые национальные литературы - за языком и своим значением. В Италии основателями итал. литературы были Петрарка и Боккаччо. Тем не менее следует отметить, что этот процесс не у всех народов происходил одновременно. Так, в Украине (конец ХVIII - начало ХИХ ст. И. Котляревський), в России (поль. ХИХ ст. - О. С. Пушкина).

Дальнейшее развитие литературы было связано с особенностями, присущими эпосе классицизма (ХVИИ - поч. ХИХ ст. ). Для классицизма характерная низменность на “высокие” и “низкие” жанры, объединения которых считалось неприпустимим.

Высокие жанры - эпопея, трагедия, ода - призваны воплотить государственные или исторические события, т.е. жизнь монархов, полководцев, мифических геройв.

Низкие - сатира, басня, комедия - должны изображать частную, повседневную жизнь лиц средних слоев. Стиль и язык должны были строго отвечать избранному жанру (Расин, Буало (Мольер)).





Вернуться назад