Боги Египта


С появлением на земле живого существа, наделенного умом, наша планета переходит в новую стадию своей истории, образовывая неравновесную динамическую систему «человек-природа». Здесь наблюдается яркая взаимосвязь этой системы и с мифологическим мышлением давнего человека, и с формированием более конкретизированных способов познания мира. Первоначальная мифология создана давними народами и е тем образным языком, который на примитивном уровне объясняла людям явления природы. Всему материальному, видимому в природе отвечал определенный образ божества. Небо, солнце, звезды, земля, горы, вулканы, реки, дерева, растения - все это представляло собой разные божества, которые воспевали давними поэтами, лепились скульпторами, змальовувались художниками. В системе «человек-природа» первичное начало представлено природой, поэтому она, в свою очередь, влияет на формирование культуры.

Египетская мифология очень близкая к греческой. После покорения Египта Грецией завоеватели начали интересоваться историей и культурой этого государства, изучать верование египтян; они предоставили египетским мифам своего колорита и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На вершине божественного египетского пантеона, - пишет Мариотт, известный французский египтолог, - сидит бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый И скрытый для обычных смертных в глубине его сущности. Он - творец неба и земли, он создал все, что Существует, и ничто не создано без него. Это бог, который существует исключительно для посвященных в таинство святилища». Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне святилища бог приобретает тысячу разнообразнейший образов, так как его собственные атрибуты и воплощения есть для непосвященной гурьбы видимыми богами, которые их искусство воссоздает и будто размножает в бесчисленных образах, разнообразных к бесконечности.

Все разнообразие форм, в которую вбирают художники египетских богов, можно объяснить разными историческими изменениями в стране и религии. Египетская религия состояла из большого многообразия культов, которые испытывали на протяжении нескольких столетий многочисленных изменений. В свое время долину Нила заселяли народы всяческих рас, каждая из которых оставила на религиозных верованиях отражение своего характера, ума (философского, суеверного).

Восточные страны - это величественные основатели религиозных систем. Зато^-Африка является страной фетишизма (почитание материальных предметов), анимизма (веры у многочисленных душ и духов), магии (колдовства и предрассудков), мани (сверхъестественных сил). Народы Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям, жителям местных пустынь. Человек чувствовал себя намного слабкишою за хищника, поэтому созданные ею божества были наделены тем, чего браковало человеку - мощью, силой, проворнистю, ловкостью, хитростью и т.ин. Однако греки, склонны искать в своих мифах сходство с «чужими богами», немного иначе трактуют образы египетских богов. Вот один из примеров. Во время отчаянной борьбы олимпийских богов с титанами 'много богов, спасаясь от своих преследователей, вынуждены были убежать к Египту. Чтобы титаны не смогли узнать их, они приобретали образы или форм животных. Египтяне, в свою очередь, принимали искаженные формы, заимствованные греческими богами, за настоящие, и поклонялись этим изображением. Греки, желая изобразить египетских богов, отняли в них животный (как им казалось, позорный) характер, чем совсем изменили образы.

Египетская религия, как и самое царство, была ничем другим, как собранием местных культов, а потому в ней прослеживается своеобразное перекликание - встречается повторение тех самых идей, воплощенных в разные типы с некоторыми вариациями. Египтяне поклонялись бесчисленному количеству богов, но среди них четко выделяется понятие о выше и едином божестве, которое выразительно оказывается, как бы его не назвали. Верховное положение одного бога четко выражено в формуле: «Ты (Амон) один, который создал все, ты единый, который создал живое, из глаз которого появились люди, из уст которого возникли боги». Хотя в древнеегипетской религии несомненно присутствуют элементы «коллегиальности», особенно в поворотных моментах деятельности богов, когда они, например, единогласно решают истребить людей, или когда решают важный вопрос о присуждении Гору царского титула, когда перед владыкой вселенной - богом Ра - выступают со своими советами другие боги пантеона.

У давнего человека существовал очень важный критерий размещения богов за рангами и степенями. В центре вселенной находится верховное божество, творец вселенной, демиург, дальше идет низменность на «старших» богов, «младших» богов, «больших», «небольших» и т.п. Важными богами были Осирис, Исида - его сестра и жена, Гор - их сын. Об этих богах составленные мифологические циклы, И эти мифы есть будто символическим отображением борьбы солнца и мрака, света и тьмы.

В пересказанных греками египетских легендах объясняется множество эмблем и символов, которые часто встречаются на памятниках египетского искусства. Рассмотрим одну из известнейших легенд. Исида - богиня плодородия, воды и ветра, которая дала людям рожь и ячмень, символизирует женственность и семейную верность. Осирис - бог продуктивных сил природы, изобретатель земледельческих орудий, научил людям сиять и жать зерновые, сажать виноградники, выпекать хлеб и т.ин. , и вдобавок он основал общество, точнее, организовал общественную жизнь, дал людям законы, кроме того, он царствует в загробном мире. Тифон (Сет), брат Осириса, - бог «чужих стран», олицетворяет бесплодность пустынь и злое начало. Гор (Хор), сын Исиди и Осириса, - бог Солнца, заместитель царской власти. Нефтида (Небетхет), сестра Осириса и Исиди, - ее сущность в египетской религиозной литературе осталась невыясненной. С египетской Небетхет перекладывается как «повелительница дома», также принято считать ее покровительницей рожениц.

Пока Осирис странствует Азией, занимаясь благодеяниями и завоевывая признание людей не грубой силой, а волшебной музыкантом, коварный Тифон обдумывает план убийства брата, желая царствовать вместо него. Все его попытки осуществить свой план разбиваются об силу воли Исиди. В Тифона есть союзница - царица эфиопов Аза. По возвращении из победного похода Осирис устраивает Тифон, что появился на банкет, велел внести замечательный саркофаг, который вызывает захваченные похвалы участников банкета. (Египтяне часто еще за жизнь заказывали себе роскошные гробы. ) Саркофаг заранее изготовленный за меркой брата и коварный Тифон объявляет, шо подарит его тому, кто в нем свободно поместится. Желающих много, но никому он не подошел за размером Пришла очередь Осириса. Как только он лиг в саркофаг, Тифон и его соучастники сразу закрыли веко, залили его свинцом и бросили в Нил, откуда гроб через одно из устьев реки попадается в море. Так погиб после двадцятивосьмиричного царствование Осирис К Исиди доходит весть о гибели мужчины; она одевается в траурное одеяние и в сопровождении Нефтиди отправляется искать его тело. Саркофаг она находит в вересовому кустарнике возле Библа. По одной из версий мифа, Исида вытянула из тела погибшего мужчины жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына - Гора. За другой - Тифон не закрывал брата в саркофаге, а разрубил тело Осириса на четырнадцать частей и раскинул их по всем рукавам Нила. Исида собрала все части тела И похоронила их в Абидоси.

Когда Гор вырос, он отомстил Тифону за смерть отца и добился признания себя как единого наследника Осириса.

Соответственно пересказам, Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте и память о его благодеянии стала олицетворениям добрых дел, тогда как его убийцы стал отождествлением зла. Эта же самая легенда имела и другое объяснение. Осирис есть призахидне солнце, которое убивает или поглощает мрак^-мрак-тьма-мрак, Исида - Луна, которая вбирает и сохраняет к востоку солнца его лучи, Гор - восходящее солнце - своей местью за отца рассеивает тьму. Но если солнце есть видимо проявление Осириса, то добро есть его моральное проявление; когда западное солнце умирает, он снова появляется на горизонте в оскорблении Гора - сына и мстителя Осириса. Так же добро, которое гибнет от злая, снова появляется уже торжествующим добром, но в виде зла, которое победило зло. Осирис олицетворяет призахидне солнце, поэтому он царствует в подземном мире, совершает суд над умершими, награждает праведников и наказывает гришникив.

Давние египтяне разделяли все земное пространство на две части. Долина Нила, «добрая» земля, которая годилась для жизни людей, принадлежала добрым богам - Исиди и Осирису, тогда как бесплодная, знойная пустыня, а также вредные болота Нижнего Египта, местожительство для «извергов» азиатов, кушитив и др. , - владение злого Тифона. Земледельческие племена, которые населяли долину Нила, поклонялись священному быку, символа земледелия, Апису, в оскорблении которого был воплощен Осирис. А племена кочевников пустыни, которые всегда пренебрегались осевшими жителями городов, использовали для езды верхи осла, а осел - животные, посвященное Тифону. Губительные испарения болот созданные злым духом, поэтому они воплощены в крокодиле, также посвященному Тифону.

Гор не убил Тифона, поэтому зло продолжает Существовать на земле, но значительно ослабленное, потеряв первоначальную силу; таким образом Гор закрепил победу божественного закона над беспорядочными силами природы Осирис часто изображался в виде мумии, его атрибуты - крюк или кнут, символ власти, эмблема Нила - крест С ушком вверху, это атрибут всех египетских богов, И исследователи древнеегипетской мифологии называют его ключом Нила. Иногда Осирис изображается с главой быка. Исшу в греко-римском мире называли не иначе как «и, у которой тысяча Имен» Исида, вероятно, большей частью олицетворяла небо - изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове, - так как именно этот образ ассоциируется с более давней египетской богиней Хатор, что олицетворяла небесное пространство, на котором двигается солнце, И изображалась в виде женщины с рогами и иногда ушами коровы Отличительные признаки Исиди - диск, двойная корона, что указывает на господство над Верхним и Нижним Египтом, И рога, на которые разгневанный Гор заменил корону матери, за то, что и пощадила Тифона, приведенного к ней в оковах. В связи с тем, что богиня изображалась с главой коровы, греки отождествляли ее с нимфой Ио, преобразованной Герою на коровую.

На одной из древнейших статуй изображенная Исида с главой коровы, которая кормит грудью Гора. Считалось, что Исида является покровительницей роженицам, облегчает роды и определяет судьбу новорожденных царей. В честь этой богини устраивались праздника, известные как таинства Исиди, в них принимали участие только жреци посвященные Гор - борец со врагами солнца, чаще изображался в виде сокола, человека с главой сокола.

Его символ -чсонячний диск с распростертыми крыльями Фараоны в Египте, за мифами, были «служителями Гора», наследниками его власти Считалось, что Гор предохраняет своими крыльями фараонов, это хорошо показано на статуе фараона Хефрена, на затылке которого сидит сокол, который прикрывает главу правителя крыльями.

Древнеегипетские легенды устно передавались из поколение у поколение, но только благодаря грекам, которые записали эти легенды, они дошли и к нам Из-за того, что греки старались объяснить происхождение египетских богов, в них постоянно встречается перекликание с греческими богами Так, Тифон, который временно побеждает Осириса, воспринимается греками как великан Тифон, что временно победил Зевса. В греческом изложении Осирис и Исида - дети бога солнца Ра Чтобы подвергнуть наказанию за измену разгневанный Ра сказал жене, которая у нее не могут родиться дети в ни один из дней рока (тогда календарный год состоял из 360 дней). Гермес, виновник этой истории, чтобы исправить ситуацию, обратился к ухищрениям; предложил Луне сыграть с ним в кости. Выиграв у Луны семидесятую часть его света, он создал из него пять дней у рот, в которые и родились пять основных , египетских богов; Осирис, Исида, Тифон, Гор И Нефтида.

В изобразительном искусстве Осирис чаще показанный в сценах похоронных церемоний или суда над умершими. Исида и Гор - в сценах бытовой жизни или таких, что связанные с земледелием. Нефтида часто изображалась в оскорблении женщины с иероглифом своего Имени на голове, ее часто можно увидеть на саркофагах И ящиках для каноп (алебастровых кувшинов, куда составлялись изъятые с тела перед мумификацией внутренние органы). В литературе же она по обыкновению сопровождает tciay.

Осирис - основной бог Египта, поэтому его имя фигурирует почти во всех египетских мифах и аллегориях. Жизненный путь человека уподоблялся «пробегу» солнца, при этом закат солнца, отход его за горизонт, воспринимался египтянами как образ смерти. Душу покойного Осирис должен был провести к жизни вечного, пройти вместе с ней через все испытания, предназначенные этой душе для очищения ее от греха. Осирис, сопровождая душу умерших к загробному миру, смягчал суровость вратарей ада, боролся с чудовищами, которые населяли загробный мир, а победив мрак с помощью солнца, которое сходит, - Гора - сидел в страшном судилище смерти и открывал очищенной душе ворота вечного жилья. Восток солнца был символом второго рождения, жизнь вечного. Из эпохи Среднего царства каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом, т.е. умерший, подобно к Осириса, оживет после смерти, поэтому во всех заупокойных текстах того времени перед именем покойного стоит имя Осириса. Изображался Осирис по обыкновению в положении сидя возле деревьев или с виноградной лозой, которая обвивает его фигуру. Подобно ко всему растительного мира, который расцветает каждый год, тело Осириса всегда окрашено в зеленый цвет. Иногда изображали проросшее сквозь гроб Осириса дерево, ростки злаков, которые иногда пробиваются сквозь мумию Осириса, их поливает жрец.

Осирис, по мнению египтян, часто перевоплощался у быка Аписа. Если в священных коровниках Мемфиса появлялось на мир теленок с особыми священными приметами, жреце сразу сообщали о милостивом воплощении Осириса, и всюду эта весть вызвала народную радость и веселье. Глава быка должна была быть черной с белым треугольником во главе, а тело - белым корпусом с черными пятнами определенной формы. Если Апис умирал своей смертью до двадцати восьми лет (возраст Осириса), его торжественно и пышно прятали в подземельях храма Серапеума, руины которого были недавно выявленные. Если же Апис доживал к этому возрасту, ему убивали. Гор родился в кратчайший день в году, в тот день, когда цветет лотос, поэтому изображение Гора и лотоса часто встречаются как в скульптурных композициях, так и на барельефах. Цветущий лотос - эмблема Нила и вечной жизни. Иногда Гор изображался в виде мальчика, который сидит на цветке лотоса, с приподнятым к рту пальцем, поэтому считали, что это изображение бога молчания.

Богиня Нефтида, что отождествляется греками с Афродитой, - жена и сестра Тифона. За Плутархом, от союза с Осирисом в Нефтиди родился сын Инпу (египет. ), Анубис (грецьк. ), что отождествляется греками с Гермесом. Ну-ка-бес - заместитель мертвых, бог бальзамирования, изображался в виде человека с главой шакала или собаки. В некоторых мифах Анубис вместе с Исидою ищет тело Осириса, предохраняет его от врагов, бальзамирует, прячет. На одной из фараонових гробниц в Фивах изображенный Анубис, который исполняет похоронные обязанности. Он стоит возле ложа, на котором лежит мумия. Под ложем стоят четыре кувшина: у первого вместо крышки - глава человека, во второго - глава павиана, в третьего - глава шакала и в четвертого - глава ястреба. Эти главы были воплощением второстепенных божеств, которые должны были предохранять внутренности умерших, помещенные в эти кувшины. Такое изображение довольно часто встречается на надгробных памятниках. Анубис отождествлялся у греков с Гермесом, который был проводником душ к миру мертвых. Бог мудрости, счета и письма (снова же параллель с Гермесом) - Тот - с главой ибиса, олицетворял божественный ум, который создал всю Вселенную. Тот разогнал первоначальный мрак, рассеивает невежество и лихие мысли. Ибис и павиан посвящены этому богу. Ибис - птица, которая пророчит будущее, появляется в Египте перед разливом Нила. Кроме того, он

олицетворяет геометрию И все науки, которые грунтуются на ней когда Ибис поедает корм, его клюв и лапы образовывают равнобедренный треугольник

К обязанностям Тота принадлежало наблюдение за разливом Нила, поэтому шо от уровня воды зависел урожай и обеспеченность египтян запасами пищи. На одному з барельефов в храме Фив изображенный Тот с главой ибиса, который держит в одной руке зубчатую линейку - символ разлива Нила, а в другой - камыш, которым собирается отметить уровень подъема воды. Иногда Тот изображался в оскорблении павиана, который пишет на табличках.

Египтяне верили у бессмертия души. Благодаря этой доктрине в Египте установились своеобразные похоронные обряды, сложились эмблемы, которые изображались на надмогильных памятниках, сводились пирамиды, установились основные виды искусства, его стилистические особенности. Главным критерием считалась суровая система композиционных и иконографических правил, названных «канонами» В древнеегипетском искусстве каноны не изменялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались не как архитектурные новации, а как усыпальницы. В гробницах содержались портретные статуи как нетленные двойники покойных, приюты для их бессмертных душ Внутренние стены гробниц густо украшались росписями и рельефами, сюжеты которых повествовали о подвигах умерших. Вся доктрина о бессмертии души понятно изложена в египетском похоронном требнике. Эту священную книгу, которая состоит из молитв, гимнов и похоронных обрядов, клали в гроб каждого умершего. Второй раздел этой книги был посвящен жизни, которая начинается после смерти, а сорок четвертый - бессмертию новой жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которых Осирис признал праведными. Души праведников должны были возвратить в телесную оболочку и получить вечную жизнь. Души же грешных испытывали вторичной смерти, за которой шло небытие. «Чтобы душа могла снова соединиться со своим телом», был внедренный обычай бальзамирования.

Бог Тот всегда присутствовал в сценах суда над душами, поэтому его изображение довольно часто встречается на надгробных памятниках. Он часто изображался с богиней-львицей Пахт, какая имела остроглазые глаза и острые пазури. Пахт - богиня правосудия, поэтому для грешников она приобретала образ злостной львицы, для праведников - ласковой кошки. Душа умершего появлялась перед судьями, помощниками Осириса, ее подвергали допросу, а сердце умерших взвешивали на весах, уравновешенных истиной. Бог Тот записывал «данные», вес добра и злая, а Осирис выносил вирок.

Душа грешника могла получить наказание в виде воплощения ее в теле якои-небудь нечистого животных, например, свиньи. Священная лодка отвозила нечистое животных на землю, к обители живых. Со смертью этого животных душа отходила у небытие, соответственно первому жизни человека на земле. Хотя нам и известные главные египетские боги, но к этому два основных города, Мемфис и Фиви, что были столицами двух отдельных царств, имели своих богов. Богом города Мемфис была Птица. Он, как правило, изображался в виде мумии, в плотно близлежащей одежде, с побритой главой. Птица - творец мира, создал первых восьми богов, мир и все, что населяет этот мир, а также ремесла и искусства. Птица есть именно тем божеством, которое обеспечило бога Ра, который создал Вселенную, всеми элементами, нужными для создания мира. Птица часто изображалась вместе с крокодилом, которого он топчет ногами, - символом мрака, со скарабеем (навозным жуком) на голове - символом воскресения.

Заместителем Фив был Амон - бог-творец, творец всего сущего, шо заставляет природу каждый год возрождаться. Священное животные Амона - баран, поэтому к храмам в Фивах, посвященных Амону, велели дорожки, с обеих сторон украшенные бараньими главами. Изображался бог в виде человека в красной короне с двумя высокими черными перьями и солнечным диском, реже - с главой барана. Греки отождествляли Амона с Юпитером. Амон, приобрести загально-египетського значения, отождествляется с богом солнца Ра - Амон-Ра. Его жена, богиня Мут, считалась царицей неба и повелительницей ночи, она же была матерью солнца, которое сходит. Мут всегда изображалась с двойной короной - эмблемой господства над Верхним и Нижним Египтом. Священное животные Мут - корова. Имя Мут писалось иероглифом коршуна, который читался «мут», поэтому, наверное, отличительным признаком богини был ястреб, символ материнства (давние египтяне считали, что все ястреба - самки).

Видимым воплощением Амона считался Нил, которому Египет обязанный был своим плодородием. В таких случаях Амона называли Амон-Нил или Кнуфис. На барельефе храма Дендери Амон-Нил изображен с бараньей главой, украшенной перьями, крыла его распущены, в одной руке - ключ Нила, в другой - парусное судно" Это божество руководило разливом реки. Часто Амона изображали в синих тонах (цвет воды), с бараньей главой, иногда с козлиными рогами, символом размножения; на голове диск с солнечными лучами; в руке он держит символ Нила и жезл милостивых и добрых богов. За ним сидит его жена, окрашенная в красный цвет, на голове у нее рога, а в руках - жезл с цветком лотоса и ключ Нила.

С Амоном связанное обожествление фараонов - «синел бога» Считалось, что фараон рождается от связи Амона с царицей-матерью, к которой бог приходит в виде ее мужчины. Поэтому Амон и фараоны - единые владыки мира, его правители. Александр Большой, который прекрасно выучил обычаи египтян, понял, что для приобретения популярности и укрепление своей власти над Египтом он должен стать «сыном бога, сыном солнца». Поэтому он попрямував к оазису Амона, где находился главный храм, и оракул провозгласил его сыном Амона или солнца. Из того времени египтяне повиновались ему беспрекословно. Потомки Птолемея, пользуясь его примером, получали почетный титул «сына солнца» от жреца в храме Амоиа.

С древнейшего Карнакського храма Амона во время праздника, посвященный этому божеству, восемьдесят жрецов выносили на золотой барке статую Амона, украшенную изумрудами и другими драгоценными каминнями. Воплощенное в ста-туи божество в этот день изрекало свою волю, решало спорные дела, пророчило. За Плутархом, давние египтяне, в отличие от греков, в которых божества передвигались с помощью колесниц, считали, что солнце И месяц передвигаются только в лодках, плавая вокруг земли. Небольшие копии лодок божества делались из ценнейших пород дерева, со слоновьей кости или из золота и серебра, все они были похожими один на один, отличались лишь эмблемами и атрибутами.

Почти каждому египетскому богу было посвященное какое-нибудь животные, каждый имел индивидуальные формы и собственные эмблемы и атрибуты. Боги Египта, то ли они в виде мужчин, или женщин или мифических полулюдей, сделали свой взнос у создание мира и, в свою очередь, составили понятную картину развития древнеегипетской мифологии, религии, культуры. Они, счастливые и несчастливые, преступнике и жертвы, мудрые и несправедливые, вошли в состав мифов И легенд, которые объясняют нам основные явления природы.

Мифология - чрезвычайно интересная наука, которая разрешает понять не только психологию наших предков, но также направление их мыслей. Мифология есть тем единым проводником в прошлое, который мы постоянно ощущаем в сегодняшнем логическом, трезвомыслящем, научном миру





Вернуться назад