Влияние античности на культуру Европы

Главная - Культура - Влияние античности на культуру Европы

Искусство (живопись, скульптура, музыка, поэзия и др ) - тончайшая и ярчайший согласительная нить между эпохами. Культура народов глубокая, давняя, символическая, чтобы понять ее, необходимо изучать первоисточника. Мифологические сюжеты присутствуют не только в фольклорной традиции разных народов, а и отраженные также в изобразительном искусстве Начиная из эпохи Возрождения, немало художников и скульпторов начали черпать сюжеты для своих произведений именно из пересказов мифов давних греков римлянинов В любом художественном музее неопытному посетителю нравятся те или другие шедевры, но чаще всего ему остается неизвестным содержание полотен, которые понравились, или скульптур (К. Брюллов «Встреча Аполлона и Дианы», Рубенс «Персей и Андромеда», И. Айвазовський «Посейдон, что мчится морем», В. Серов «Похищение Европы», В. Демут-Малиновський «Похищение Прозерпини», Бернини «Аполлон и Дафна» и ш. ). Мифологические сюжеты в основе своей содержат глубокое философское содержание, поэтому нужно уметь не только любоваться формами, но и «видеть» змист.

Греко-римская мифология глубоко проникла и в русскую литературу. Незнание античной культуры, мифологических персонажей, литературных сюжетов усложняет изучение творчества Г. Р. Державина, раннего О С. Пушкина, В. А Жуковского, М. Ю. Лермонтова, басен И. А. Крылова и др. , неграмотному человеку останется непонятным лирическое или сатирическое содержание того или другого произведения.

Чему же именно мифы небольшого народа легли в основу общечеловеческой культуры? Чему именно с его образами связанное направление мыслей современного человека9 Ведь даже не задумываясь и не сознавая, каждый человек в повседневной жизни использует в будничной речи мифологические образы сизифова работа - имеется в виду бессмысленная, напрасная работа; титанические страдания И гигантские размеры - это титаны и гиганты боролись с греческими богами; панический страх - маются на внимании затеи бога Господина, которые приводили большой ужас на людей; олимпийский покой - покой, который имели давние боги - жители священной горы Олимп; гомерический смех - это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером; к этому ряду можно отнести сравнение с Геркулесом сильного человека, а с амазонкой - смелой и решительной женщины.

Основными предпосылками своеобразной мифологической «логики» было то, что первоначальный человек не мог объяснить появление жизни на земле, назвать причины, которые вызывают стихийные естественные явления, перед которыми она была бессильная. Следствием этого оказалось наивное очеловечение всей природы, общая персонификация. Так же, как на естественные объекты переносились человеческие свойства, так и мифологическим предкам присваивались черты естественных объектов, особенно тварин.

Самое создание мифов было первым шагом человека к творчеству и самопознанию. Постепенно из отдельных сказаний, которые зародились в разных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и богов-покровителей. Все эти легенды, мифы и песни, которые выполнялись странствующими певцами, со временем объединялись в большие эпические поэмы, такие как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода и множество других, что не дошли к нашему времени. Большие древнегреческие поэты-драматурги V столетие к нашей эре - Есхил, Софокл, Еврипид - использовали для своих трагедий давние сказания о богах и геройв.

Давние греки - деятельный, энергичный народ - не боялись познавать реальный мир, хотя он и был населен вражескими человеку существами. Но безграничная жажда познания этого мира одолевала страх перед неизвестной опасностью. Стремление познать мир во всех его проявлениях позвали к жизни приключения Одиссея, Одиссей наделенный замечательными практическими качествами - умом, прагматизмом, хитростью, ловкостью. Только такой герой может осуществить поход с аргонавтами за золотым руном. Здесь в поэтической форме отраженное то же самое стремление узнать как можно больше о земле, на которой живое человек. В поисках защиты от стихийных сил греки, подобно ко всем давним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность безжизненной природы (каменья, дерева, металла), - который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, которые изображали их многочисленных богов. В верованиях и мифах давних греков можно заметить и слиди анимизма - веры во вдохновенность всех предметов, но довольно рано они перешли к антропоморфизму, создав своих богов за образом и подобием людей, при этом наделив "их обязательными и неизменными качествами - красотой, умением приобретать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боты, которыми их сохранила в памяти литература, Фули далекие от того представления о богах, которое сложилось в поздних монотеистических религиях. Они полные противоречия, могут быть добрые и жестокие, милостивые и мстительные, они раздают свое благоволение и гнев за прихотью расположения духа. В отличие от людей, боги не предвидены. Они нечеловеческие в найзагальнишому понимании, так как их поступки невозможно объяснить с помощью человеческой логики. Они бессмертные, но не всесильные. Над богами властвует судьба - Фатум и Ананке - необходимость. Три мойри - Клото, Лахесис и Атропос - пряли нить судьбы, вытягивали жребий (черепок с записанной судьбой, предназначенной богам и людям) и обрезали нить, устанавливая границы жизни. Даже бессмертие богов не очевидное, так как в древнегреческих мифах е намеки на смертность небожителей. Упоминается, что в одном из мост показывали могилу Зевса.

Невозможность изменить судьбу описанная в «Илиади» в сцене, где Зевс бросает жребии Гектора и Ахилла на чашу весов, определяя, кто будет живой, а кто погибнет в бое. Жребий Гектора опускается, и он должен упасть от руки Ахилла. Желание Зевса не может изменить предназначенный герою жереб.