Сравнение цивилизации, формации и культуры

Главная - Культура - Сравнение цивилизации, формации и культуры

Цивилизация и культура

Цивилизация формация и культура являются важнейшими понятиями при изучении существу человечества, причем в повседневном сознании цивилизация и культура или имитируются или упрощаются так, понятие «цивилизация» нередко приумножается понятием технического и научного прогресса и даже технологи, культура понимается узко только совокупность искусств или a в толковании материальной культуры. Понятие «формация» неочевидное для повседневного сознания и не редко путается с экономика социальными условиями жизни

Цивилизация часто противопоставляется культуре К цивилизации зачисляют все материальное часто сводя ее к комфорту и набору социальных условностей, тогда как культура понимается как деятельность человеческого духа Философы в XX ст. часто обращались к понятиям цивилизации и культуры, сравнивая их содержание, и по обыкновению цивилизация получала редко отрицательную оценку в противоположность культуре Освальд Шпенипер, автор книги «Упадок Европы» писал «Цивилизация является неминуемой судьбой культуры, полное следствие, завершение и результат культуры» Однако такое противопоставление скорее нужно воспринимать как эффектное выражение разочарований автора в собственном времени, преимуществах и ценностях той части общества которую он бессознательно ассоциирует с человечеством вообще. Взгляд на цивилизацию как на какого-то монстра, который разрушает духовные ценности, неправомерный уже потому, что здесь происходит подмена понятий.

Цивилизация - это социокультурное образование. Если формация включает общественные связи, обусловленных способом производства, безотносительно к культуре, то цивилизация является ключевым понятием, которые характеризует локально-исторические Образования которые отличаются неповторимыми чертами. Поэтому в рамках одной формате могут существовать несколько цивилизаций с разными характерными особенностями, и наоборот цивилизация может сохранять стойкость и прикметни признаки, характерные именно для нее. Проходя последовательно через несколько формаций таким стойким образованием известным всем была. например, египетская цивилизация, которую мы воспринимаем как целостность на всех этапах развития.

Развитие цивилизации преисполнено противоречий очевидных для людей, которые принадлежат к нее. Причем противоречия оказываются в повседневной жизни, в практике людей, в существовании общественно-экономических образований, но их причина скрыта от повседневного сознания. Поэтому для человека на первый план выступают разрушительные силы цивилизации, которые уничтожают безусловно прекрасное - как культуру, так и человеческую жизнь. Насилие, которое сопровождает любое движение общества, гибель духовного достояния, противоречие между бедностью и богатством сопровождают рост цивилизаций - как локальных, так и всечеловеческой. Но парадокс заключается в том, что для развития и воспроизведение цивилизации необходимый субъект. Этим субъектом является человек, способен воссоздавать и развивать цивилизацию. А для формирования такого человека необходимым условием является существование культуры. Без культуры нет цивилизации, но и цивилизация влияет на развитие культуры как непосредственно - освобождая временные, материальные и человеческие ресурсы для занятий непроизводительной работой, полезность которой отнесена в какую-то условную сферу, так и опосредованно, давая возможность использовать для создания культурных ценностей досконалиши материалы и инструменты.

В каждый определенный момент времени на нашей планете могут сосуществовать как множество цивилизаций в рамках земной цивилизации, так и множество культур в рамках конкретных цивилизаций. их своеобразность припускает как уникальность каждой культуры, так и наличие общих черт, обусловленных общими предпосылками возникновения и развития. Такими предпосылками можно считать как биологические и эволюционные законы, так и общие в широчайшем понимании геофизические условия существования культур и цивилизаций. Поэтому при всем расхождении в культурах можно найти что-то общее, что разрешает устанавливать продуктивные связи между ними. Любая культура содержит в себе принцип преодоления и усвоение чужого, благодаря чему возможные процессы взаимопроникновения, взаемообмину культур. Сложность этих процессов не преуменьшает их значимости для развития цивилизации.

Понятие формации

Так же, как любая культура делает свой взнос в копилку общечеловеческой цивилизации, так и любая формация в конечном счету становится ступенькой развития цивилизации, внося что-то новое.

И формация, и цивилизация представляют собой особый срез развития общества. Формация - социоекономична категория, цивилизация - социокультурная, но обе они связаны с понятием социума и включаются в описание законов его развития. На этом пересекаются материальное и позаматериальне в сложном процессе развития неравновесной системы, которой есть человеческое общество в его целостности. И формация, и цивилизация могут перекрывать одна одну » времени, могут быть отдаленными за уровнем на значительном расстоянии. С точки зрения эффективности, и формация давних греков, и формация современных потомков завоевателей Австралии есть оптимальной в конкретное время и в конкретных условиях. Но их культуру нельзя сравнивать за сложностью и влиянием на развитие общечеловеческой цивилизации. Понятие формации становится базовым тогда, когда мы говорим о социально-экономическом и политическом развитии общества. Формацию можно рассматривать как системотвирне начало общества, которое понимается как совокупность экономических, социальных и политических связей. Классификация формаций традиционно проводится за господствующими формами собственности, хотя распределение Маркса сейчас признано упрощенным и таким, что это отвечает историческим фактам. Изменяемость формация, обусловленная развитием продуктивных сил, изменением естественных условий, появлением новых материальных возможностей для человеческой деятельности или потерей бывших, а также упрощением общественно-экономических структур в результате катастроф как политического, так и естественного характера.