Взгляды Тойнби. Понятие ”вызов-и-ответ”


Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) - выдающийся английский историк и социолог. Родился в Лондоне в семье литератора. Учил в Оксфорде и Британской археологической школе. Принимал участие в археологических экспедициях В Греции. Работал в Британском Министерстве иностранных дел и корреспондентом газеты. Был профессором международной истории в Лондонской экономической школе. Тойнби отличала большая трудоспособность и творческая активность. Главная его работа создала новую эпоху в английской социологии - 12-томне «Постижение истории» («A Study of History», 1934-1961). Это цикл произведений из важнейших проблем развития культур, религий и общественных формаций.

Именно как автор "A Study of Hиstory", фундаментальной работы, посвященной генезису, росту и распаду культур и цивилизаций, Тойнби и останется в истории гуманитарного знания. Тойнби ставил перед собой задачу постижения действующих сил мировой истории - тех сил, которые способные как породить цивилизацию, так и уничтожить ее. А в том, что цивилизации смертные, сомневаться в начале XX столетие уже не приходилось . Первая мировая война с ее химическим оружием, подводным и воздушной войной, пулеметами и танцами сегодня - после Хиросимы и Освенцима - кажется нам чем-то старомодным , и мы забываем, что число жертв той войны исчислялось миллионами, и что она имела для современников воистину апокалипсический масштаб. Вопрос о генезисе, развитие и смерть культур находил новую актуальность и особую остроту .

Тойнби начинает свое исследование с попыток определения постижимого предметного поля исторического исследования, и придет к выводу , который в таком качестве не могут быть восприняты национальные государства. Рассматривая исторический путь Англии, Тойнби отмечает, что большинство событий национальной истории страны, оказывается постигаются не в отрыве от истории стран, с которыми Англия была связана тысячей социокультурных нитей; а это означает, что элементарной единицей анализа для историка должна быть сущность более высокого порядка общности, в которую и Англия, и страны, ее окружающие, могли бы быть включенные как структурные единицы целого. Такую сущность Тойнби определяет как "цивилизацию", а конкретно - как "цивилизацию христианского Запада", или просто "западную цивилизацию".

Однако очевидно, что западная цивилизация - ни единая в мировой истории, ни первая в цепи своих сестер. Двигая рассмотрению всю мировую историю Тойнби приходил к выводу, что число цивилизаций, которые существовали на всем ее протяжении, не такое уже и большое. Он начисляет их, всего 21 (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации - 37), и именно их рассматривает как основной структурный элемент мировой истории, терминологическую и методологическую основу для дальнейших соображений.

Цивилизации существуют как целостные в социокультурном отношении и ограниченные в пространстве и времени человеческие общества . Они находятся между собой в довольно сложных отношениях. Но что именно создает Цивилизацию? Как и чему она возникает?

Для того, чтобы понять Тойнби, важно помнить, что он - религиозный мыслитель. А для религиозного, христианского сознания, источником истины может буди как Ум, так и Откровения, наилучшим есть соединения этих двух первооснов Истины. Именно поэтому в творчестве Тойнби причудливым образом переплелись методы строгого научного познания и элементы рационалистического интуитивизма. История является делом рук Творца, осуществленная через существование человека и человечества, и в этом содержании она является венцом божественного Откровения. Присутствие Откровения в истории вселяет христианскому мыслителю некоторый оптимизм: история не лишена содержанию, и человек должна только постичь его.

Тойнби стремится к Постижения истории - всей истории в целом, и только для этого начинает попытку исследования ее отдельных частей, подобно врачу, который исследует отдельные органы больного. Целью исследования является попытка постижения механизма социогенезу, механизма, который был бы в высокой степени универсальный для всех и каждой отдельно цивилизаций - а значит, и для всей истории в целом. При этом Тойнби не претендует на то, что он сможет проявить универсальные силы социогенезу. Он хочет всего лишь постичь механизм социальной реализации этих сил.

Тремя ключевыми компонентами генезиса цивилизаций, по Тойнби, есть универсальное государство, всемирное церковь и движение племен. Наличие этих компонентов разрешает говорить о существовании цивилизации. Однако цивилизации не возникают сами по себе; необходимая особая историческая ситуация для того, чтобы состоялся ее развитие. Подобную ситуацию Тойнби обозначает как ситуацию "Вызова-и-Ответа". И если в наличии маются даже все три базовых компонента генезиса цивилизаций, но отсутствующий Вызов, то не будет и Вызова т.е., развития цивилизации. Элементарной "клеточкой" истории Т. считает столкновенье Вызова, который ставит под угрозу существования общества , и творческого Ответа, который дается людьми. Вызов, в метафизическом плане означающее Божественное испытание человека , который разрешает реализовать его волю, в своих эмпирических проявлениях разнообразный: это может быть ухудшения естественных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества посторонних социальных сил, давление "варваров" и др. Соответственно, человеческий выбор, в метафизическом содержании - выбор, который есть между добром и злом, в эмпирическом плане есть творческое усилие, призвано разрешить конкретную проблемную ситуацию. Если в принципиальном плане челночное движение Вызова-и-Ответа трансисторично и образует историю, то в конкретных условиях места и времени удачный Ответ рождает "локальную цивилизацию", что владеет неповторимой своеобразностью. Автором Ответа, по Тойнби, есть не общество в целом, а творческое меньшинства , которое с помощью мимесису (наследование) приобщает инертную массу к новым социальным ценностям. Локальные цивилизации сравниваются одна из одной, что разрешает с помощью сравнительного анализа вывести эмпирически обоснованные закономерности истории. За генезисом цивилизации вытекает фаза роста поступательного движения, возможное благодаря повторяемому дежурству успешных Ответов и всех новых Вызовов, рождаемых изменением общества . Критериями роста цивилизации Тойнби считает процессы самоопределения (переориентации Вызовов извне внутрь общества , нахождение им неповторимого вида) и дифференциации (усиление внутреннего разнообразия). За ростом вытекает фаза надлома, вызванная деградацией элиты: творческое меньшинства вырождается в правящее меньшинства, поглощенная заботами лишь сохранением собственной власти, основанной уже не на добровольном подчинении, а на силе. Моральное отчуждение большинства раскалывает общество , которое перестает быть гармоническим единством.





Вернуться назад