Естетика в духовной жизни Украины

Главная - Культура - Естетика в духовной жизни Украины

В конце XVIII - в начале XIX ст. естетика занимает выдающееся место в духовной жизни Украины.

Если определенные достижения украинской эстетики XVII-XVIII ст. были связаны с деятельностью Киево-Могилянской академии, то на границе XVIII-XIX ст. важную роль в теоретической жизни начинают отыгрывать Киевский, Харьковский и Львовский университеты, а также украинские профессиональные театры, музыка, живопис.

Среди представителей Киево-Могилянской академии обращает на себя внимание непересекающаяся фигура ГЕОРГИЯ ЩЕРБАЦЬКОГО (1725 - год смерти неизвестный). После окончания Академии он излагал в ее стенах философию, поетику, риторику. Большой популярностью пользовалась написанная Щербацьким пьеса «Трагедокомедия, на-рицаемая Фотий, т.е. об отступлении западной церкви вот восточной». Построенная на выявлении конфликта между православием и католицизмом, пьеса Г. Шербацького разрабатывала сложный жанр трагикомедии. Автор также старался широко использовать мифологические мотивы для раскрытия конкретных реальных позиций.

Одним из ярчайший представителей украинское философии и эстетики XVIII ст. был, бесспорно, Г. С. Сковорода. Его естетика

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - непересекающееся

явление украинской духовной культуры XVII-XVIII ст. Основанная в 1632 г. будущим митрополитом киевским Петром Могилой, она начала расцвет научной деятельности в Украине, стала выразителем национального сознания украинцев. К выдающимся деятелям Академии принадлежали Иннокентий Гизель, Георгий Кониський, Амвросий Дубневич, Георгий Щербацький, Лазарь Баранович и др.

органически объединенная с этикой, где отдается преимущество прежде всего чувствам морали, а именно - поискам добра, дружби, взаимопонимание. Сковорода связывает нравственно-эстетичный мир человека со степенью ее «осердечености». «Сердце», «сердечность» в поэзии философа освобождаются от своего биологического значения и приобретают значение морального, становятся символом человечности. Среди эстетичных категорий, которые привлекают внимание философа, особого значения приобретает категория «гармония». Г. Сковорода находился под значительным влиянием идей Платона, стараясь подражать даже форме его философии - диалоги.

Между работ Сковороды особая эстетичная нагрузку имеют «Сад божественных писней» (1753-1785), «Наркисс» (1769-1771), «Разговор пяти путников в истинном щастии в жизни» (1773) и др.

Понятие «сердце'», «сердечность», «осердеченисть», которые глубоко изучались Г. Сковородой, нашли творческое воплощение в роботах П. Д. ЛОДИЯ (1764-1829) - украинского просветителя, философа, юриста. Он старался обгрунтувати идею «научування сердца», которая, по мнению исследователей, отдаляла украинский классицизм от европейского, а позднее «сердце» становится центральной организующей категорией романтизма.

СКОВОРОДА

ГРИГОРИЙ САВИЧ

(1722-1794) -

родился в казацкой семье и с 12 лет начал учиться в Киево-Могилянской академии. В ее стенах с короткими перерывами он проучился до 1753 г. Важным для Сковороды был 1770 г. , какой он считал роком внутреннего мистического «просветления». Из в этом году Сковорода посвящает себя поискам духовной истины.

П. Лодий заслуживает внимания не только как интерпретатор эстетичных идей Сковороды, а и как самостоятельный исследователь теоретически перспективных идей. Среди них следует отметить разработку понятия «совершенное» и его трансформацию у определение красоты. На мысль Лодия, «совершенство - это согласованность вещи в единому, т.е. в цели», а «началом совершенства» и есть та цель, для достижения которой в «сущему все согласовывает». Понятие «красота» и «уродливость» определяются через чувство, силу их переживания человеком. Итак, «красота - это совершенство переживания познаваемого», а «уродливость есть несовершенство чувств при восприятии познаваемого».

Ярко выраженную эстетичную направленность имели работы М. О. Максимовича. Он первый в украинской теории обгрунтував понятие «народности», связывая его с «устной словесностью» народа. Г. Максимович довольно высоко ценил пор Просвещения за идеи образования, культуры, которые эти пор провозглашали. Среди видов и жанров искусства ученый отличал поэзию, в частности те достояния, которые имело уже «Слово об Игорев поход». По его мнению, именно историческая поэзия в значительной мере отбивает национальное сознание. Теоретик высоко ценил именно фольклористику, и постепенно в его роботах состоялась эстетичная переакцентация из культурных ориентиров письменной литературы на народнопоетичну. Постоянно пронося эту идею, он предоставлял ей весомости, обгрунтував и сделал составляющей концепции народностей.