Эстетичный вкус


Теоретический интерес к проблеме эстетичного вкуса формируется в XVII ст. Это было, с одной стороны, связанно, с развитием новых течений искусства XV - начала XVII ст. , что ломали старые каноны и порождали потребность в универсальных критериях их оценки. С другой стороны, развитие индивидуальности, начатое эпохой Возрождения, ставил вопросы о возможности субъективной, самостоятельной оценки художественного произведения, которая грунтуеться на чувстве эстетичного удовлетворения или вкуса. Постепенно начали наслаиваться первые представления об эстетичном вкусе и сопредельных понятиях, которые помогают постичь его природу:

Истоки проблемы эстетичного вкуса можно найти в традициях французской эстетики представителями которой были Н. Буало, Ш. Мон-теск'е, Вольтер. Воспитанные на принципах эстетики классицизма, они рассматривали вкус из позиций рационализма, определенной нормативности. Укажем, что проблема соотношения вкуса и нормы до этого времени является предметом теоретических дискуссий. Английский философ Антоне Шефтс-бери выводил вкус из человеческих ощущений, а потом полностью «переводил» эту проблему в сферу морально-этических видносин.

История докантивськой естетики зафиксировала еще один интересный аспект проблемы: соотношение всеобщности и субъективности эстетичного вкуса. Так, Френсис Хатчесон считал, что эстетичный вкус - это категория общая, а Девид Юм настаивал на его субъективности. Такая альтернативнисть не дала возможности сформировать в истории эстетичной мысли идеи диалектической взаимосвязи между объективным и субъективным, абсолютным и относительным, общим и частковим.

Особое место в изучении природы вкуса принадлежит, как мы уже отмечали, немецкому философу И. Канту. Он впервые сформулировал антиномии (разногласия) суждение вкуса и настаивал на общественно-индивидуальном характере эстетичных смакив.

Эстетичный вкус возник и развивается под непосредственным влиянием общественно-исторической практики - его объективной основы и критерия. Именно это предопределяет относительный характер эстетичного вкуса. Разногласия изменяются в процессе эстетичной и художественной деятельности человека, в частности в произведениях искусства. Общечеловеческая способность действовать и создавать по законам красоты всегда конкретизируется в эстетичном опыте относительно достигнутого уровня культуры и реальной меры ее усвоение. Собственно, это и порождает разнообразие вкусов. Именно вкус является эмоциональной формой активности эстетичного субъекта. Он не только несет в себе творческие начала и интуицию согласованности формы и содержания, а и выражает их как самочувствие этого субъекта.

У познание практика входит как критерий объективной истинности теоретических знаний. В эстетичном вкусе она сливается с внутренним состоянием человека: эстетичное наслаждение самодовлеющее в своей непосредственности. И только конкуренция разнообразных вкусов соотносит и ранжируе их, вырабатывает интегральный, общезначимый эталон чувствительных вкусов людей в виде эстетичного идеала.

Об эстетичном идеале лица можно судить, исходя из того, что она считает прекрасным или безобразным, комическим или трагическим. Идеальное представление о прекрасном имеет важное практическое значение. Эстетичные вкусы и идеалы являются элементами единой системы: нет доброго вкуса без идеала, не может быть идеала, если не воспитанный смак.

При анализе проблемы эстетичного вкуса стоит вопрос о причинах противоречия: с одной стороны - признание права лица на индивидуальный вкус, а с другого - непринятие другой эстетичной оценки.

90

Известно, что в жизни есть, бесспорно, исключение, когда о вкусах действительно не спорят. Мы имеем на внимании физиологический вкус. Скорее, здесь речь идет не о вкусе, а преимущество, которое отдает лицо, например, сладкому или соленому, горячему или холодному. Такие свойства объектов не задевают интересов другого лица.

Эстетичный вкус, бесспорно, также индивидуальный, но, как уже отмечалось, принадлежит к совсем другой сфере - сферы общественной, социальной. Эстетичный вкус не является урожденным качеством человека, и его нельзя сводить к психофизиологическому инстинкту, к простым реакциям. Это социальная способность человека, который формируется, как и другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.

Особой внимание заслуживает рассмотрение соотношения: вкус и оценка. Эстетичный вкус нельзя сводить к оценке. Ведь вкус является важной характеристикой личностного становления, которое отображает уровень самоопределенности человеческой индивидуальности, т.е. принятием или отбрасыванием культурной, эстетичной ценности. Поэтому важно понять эстетичный вкус как способность лица к индивидуальному отбору эстетичных ценностей, а именно к саморазвитию и самоформированию.





Вернуться назад