Комическое


Становления комического происходило в условиях древнегреческой культуры на перекрестке чрезвычайно ярких мифологических джерел. художественной практики и теоретических обгрунтувань.

Третьей основной эстетичной категорией есть комическое. Название эта происходит от грец. сотисох - веселый, смешной. Комическое, как и трагическое, имеет мифологические источники и связанное с житгестверджуючим, оптимистичным мировосприятием бога Вакха - бога вина, виноделия, щедрого виночерпия.

Относительно художественной практики, то привлекает внимание тот факт, который даже у"хх ст. длится своеобразное открытие именно авторов комических произведений. Речь идет о наследстве Менандра - выдающегося комедиографа пор эллинизма.

Как отмечают специалисты, раньше знали, какой славой пользовался он, знали, что его подражали римские комедийные поэты, которые постоянно ссылались на него. Было известно, что античная критика высоко ценила Менандрови комедии, которые его изучали в школах и декламировали на банкетах, что он написал свыше 100 пьес. Тем не менее произведения Менандра потерялись, за исключением некоторых фрагментов и сборника афоризмов, которую составили в давние времена почитатели поэта. Такую самую высокую оценку наследству Менандра дает и искусствовед В. Ярхо в работе «Возле источников европейской комедии».

Тем не менее XX ст. принесло настоящую радость всем почитателям древнегреческой культуры. В 1905 г. , а потом в 1956 г. археологами были найденные рукописи Менандра и восстановленные тексты его пьес «Полюбовный суд», «Нелюдим» и др. Это, в свою очередь, дало возможность реконструировать более объективную картину развития комического жанра в древнегреческой литературе. В противоположность хорошо знаемым «политическим» комедиям Аристофана комедии Менандра посвященные повседневным жизненным проблемам. Не гротескные образы, не фантастические существа и не герои мифов, а современники писателя, большей частью представители низших слоев населения: горожане, крестьяне, воины, гетеры, рабы - были персо-

114

МЕНАНДР

(бл. 342 - бл. 292 к н.э. ) - древнегреческий поэт-комедиограф. Принадлежал к представителям античной комедии, которые старались подражать языку и стилю классических писателей V-IV ст. к н.э. Менандр тяготел к правдоподобию в изображении семейных, бытовых ситуаций.

нажами его комедий. Менандр показывает жизнь приземленная, героев списывает из людей звичайних.

Итак, художественная практика относительно воплощения комических разногласий началась из времен античности, была многожанровой и стала фундаментом в разработке комедийных тем, воспроизведении юмористических, сатирических, иронических или гротескных характерив.

Теоретическое осмысление комического также имеет продолжительную и сложную историю, истоки которой тяготеют к эстетике Аристотеля. Важно указать, что именно Аристотель предложил такой подход к анализу комического. Этот анализ опирался на принцип контраста, противостояние: безобразного и прекрасного, трагического и комического. Аристотеливський подход в истории эстетики будет повторяться неоднократно, изменяясь в зависимости от того, какой системы категорий придерживается исследователь. Так, комическое рассматривается через противостояние никчемного и приподнятого (Кант), псевдозначного и значительного (Гегель), бесконечной целесообразности и бесконечного своеволия (Шеллинг).

На границе XIX и XX ст. появляются исследование Зигмунда Фрейда «Остроумие и его отношение к безсознательному» и Анри Бергсона «Смех», которые открывают новые пути в исследовании комического благодаря ударению на роли безсознательных психических процессов в возникновении смеха - эмоционально-эстетичной реакции человека на комическое.

В современной эстетичной науке относительно смеха употребляют понятия «синкретический», т.е. такой, который объединяет разные формы смеха (иронического, юмористического, радостного, злостного и т.п.). Комическое имеет ризно-

115

манитни формы, которые противостоят высоким эстетичным идеалам. Это юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск. Опираясь на формы комического, художник создает такие самые разнообразные оттенки отражения смеха в художественных произведениях. И хотя, скажем, творчество таких писателей, как Ф. Рабле, М. Гоголь, М. Твен, Б. Шоу, К. Чапек, А. Чехов, Остап Вишня, связанная с жанром комедии, каждый из них создал, собственный, «смиховий» свит.





Вернуться назад