Специфика творческого процесса в искусстве


Понятие «художественное творчество» охватывает весь процесс работы художника независимо от конкретного вида искусства - литературы. музыки, живописи.

Представители каждого конкретного вида искусства решают общую задачу - художественное освоение объективной действительности.

Процесс работы художника над произведением можно схематично поделить на четыре этапа.

Художественное произведение всегда обозначено чертами личности его творца, который не только познает, наблюдает и переживает разнообразнейший жизненные явления, а и часто е их непосредственным участником. Из года в год художник обогащает свои впечатления, знание, опыт, которые так необходимые для творчества. Тем не менее до тех пор, пока художника глубоко не взволнует какое-то жизненное явление или человеческая судьба, пока он не придет в восхищение ими такой мерой, чтобы воплотить этот жизненный материал в художественные образы, воспроизведение им окружающего мира имеет общий характер. Художник воспринимает, ощущает, переживает определенные жизненные явления и будто бы не сосредоточивает на них своего внимания. Такое непосредственное наблюдение жизни происходит каждую минуту, и впечатление от него постоянно откладываются в памяти. В сущности, общее познание и наблюдения жизни - это постепенная, иногда неосознанная подготовка к творчеству, это своеобразный первый этап творческого процесса.

В конце концов, как результат глубокого познания жизни у художника возникает замысел художественного произведения.

Возникновение замысла произведения можно рассматривать как второй этап творческого процесса. С момента возникновения замысла произведения прекращается подготовительная работа и начинает непосредственный процесс творчества. В настоящее время художника интересует уже не жизнь вообще и не человек в целом, а отдельные факты, события, психологические черты, присущий определенной массе людей. Наблюдение и познание окружающей действительности имеют в это время выборочный характер. Это уже является третьим этапом творческого процесса. Такие наблюдения и познания в значительной мере ограничены замыслом произведения. Когда же у художника уже сложился замысел, тогда они имеют целиком осознанный, продуманный, целенаправленный характер.

Выборочное познание и наблюдения окружающей действительности, глубокое овладение материала дает художнику возможность перейти к четвертому этапу творческого процесса - непосредственного воплощения художественного замысла в художественном произведении. Происходит переход от теоретической до практической работы. Реализация более или менее сформированного и осмысленного замысла нуждается в еще многих творческих усилий, настоящей художественной требовательности. Это постепенное шлифование произведения, его усовершенствование. На этом этапе творчества художник демонстрирует технические грани своего таланта. Он становится мастером, который должен хорошо знать своеобразную производственную сторону творчества.

Невозможно определить, какой этап творчества есть ведущим, какой второстепенным. Каждый из них - это взнос в сложный процесс художественного воспроизведения действительности, которая требует от художника максимальной человеческой и художественной щедрости и требовательности.

131

ФРАНКО ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

(1856-1916) - выдающийся украинский писатель, ученый. Родился в с. Нагуевичи (теперь с. Ивана Франко) Львовской области. Учился в Львовском университете, завершил образование в Черновицком. В 1893 г. в Вене защитил докторскую диссертацию. Во многих поэтических и драматических произведениях преобладают философские и лирические мотивы. Является автором исследований по истории и теории литературы.

Чаще всего художник может довольно четко проследить переход от общего познания и наблюдение окружающей действительности к возникновению замысла произведения. Первые шаги в работе над произведением и становление его образного строения происходят целиком осознанно. С точки зрения теоретического изучения именно такой путь развития произведения дает более всего возможностей пополнить все звенья процесса творчества. Если и вдобавок теоретику помогает сам художник, то можно надеяться на восстановление объективной картины творческого процесса.

Оценивая специфику творчества в разных видах искусства, Иван Яковлевич Франко уделял значительное внимание такому специфическому вопросу, как «рисование» поэзией мертвой природы. Если маляр дает впечатление цветов, то «поэт вызывает только воспоминания цветов; маляр апеллирует непосредственно к змислу, поэт к воображению. Сие первая и очень важная разность»*.

Для того чтобы читатель лучше понял психологию творчества поэта, И. Я. Франко вводит чрезвычайно интересное понятие «подвижные образы» и показывает, как эти образы «работают» в поэзии Т. Г. Шевченко:

«Оттут бывало из-за плетня Вилась фасоль по шесту»,

*Франко 1. Я. Из секретов поэтического творчества // Произведения: В 20 т. - К. , 1955. Т. 16. - С. 287.

132

словно мы могли видеть то спиральное движение, которое делает фасоль;

на деле мы видим только его результат. В другом месте поэт говорит:

«Ой три пути широкий Вместе сошлись»,

и так рисует нам образ раздорожья среди поля. . . ». Таких примеров, делает замечание И. Я. Франко, можно найти немало и в поэзии Т. Г. Шевченко, и в творчестве других выдающихся поэтов. Однако это нельзя назвать ни сравнением, ни символикой, ни «намеренными поэтическими образами», ведь «поэт силится якнайпростише передать то, что видит то ли на деле, или в своем воображении, силится рисовать, но рисовать способом, присущий поэту, не обезьянничая маляра»*.

1. Я. Франко старается углубить наше представление о специфике творческого процесса, показать, что как в живописи, так и в поэзии есть немало скрытых, но чрезвычайно важных механизмов, опираясь на которые художник достигает по возможности более сильного эмоционального влияния на читателя или зрителя.

Раздумья 1-Я. Франка имеют тем больший вес, которые принадлежат поэту, который сам прошел через все сложности поэтического творчества.

Чрезвычайно интересная в этом плане фигура русского поэта Владимира Владимировича Маяковского. Поэт никогда не претендовал на роль теоретика искусства, делая ударение: «Я поэт. Этим и интересный». Тем не менее он дал глубокий анализ поэтической работы как в социально-политическому, так и в психофизиологическому аспектах. Это удалось поэту потому, что он никогда не делал секретов из собственного творчества, решительно выступал против утверждений об «таинственности» поэтической работы. Со щедростью гениального человека Маяковский открывал все «секреты» рождение произведения, образов, поэтических ассоциаций. Обращаясь к читателям, он подчеркивал, что совсем не надо думать, что искусство поэта, писателя - это что-то обвито туманом и тайной, и возле него ходят некоторые «жрецы» искусства. Нет, это обычная человеческая работа.

Между замыслом произведения и его осуществлением минует продолжительное время творческих поисков. Это нуждается в большом интеллектуальном и эмоциональном напряжении, кропотливой работе. Бесспорно, процесс творчества - это процесс работы. Без профессиональной подготовки, всестороннего изучения художественного наследства художнику довольно и думать о творческом мастерстве.

*Франко И. Я. Из секретов поэтического творчества II Произведения- В 20 т. - К. , 1955. -Т. 16. - С. 288,289.

МАЯКОВСЬКИИ

ВЛАДИМИР

ВЛАДИМИРОВИЧ

(1893-1930) - родился

в Грузии в с. Багдаде (теперь смт Маяковский). Лирика славного русского поэта часто преисполненная гражданским звучанием. Фигура этого талантливого художника и непересекающейся особитости предрасполагает к себе внимание не только почитателей поэзии, а и исследователей мистецьой творчества.

Однако роль работы в творческом процессе не исчерпывается лишь овладением профессиональных «секретов». В искусстве нет границы, подойдя к которой художник мог бы сказать, что, в конце концов, он знает все и все может.

Каждый художественное произведение - это всегда поиск новых выразительных средств, всегда открытия, проверка и усовершенствования профессионального мастерства художника, кропотливая работа.

Роль работы в процессе творчества на протяжении жизни художника возрастает и приобретает новое значение. Если в начале творчества работа - это обучение, овладение профессии, то в годы творческой зрелости нужное постоянное усовершенствование и утверждения художественных достижений. Вместе с мастерством у каждого настоящего художника возрастает требовательность к собственному творчеству, обостряется чувство ответственности перед своими пор, перед народом.

Так, японский художник Хокусай определил свою жизнь как 80 лет настойчивой работы; соотечественники Моцарта утверждают: для того, чтобы лишь механически переписать все произведения композитора, человеку надо работать 35 лет по 8 часов каждый день. А сам Моцарт, как известно, не дожил даже до 36 лет. Литературоведы подсчитали, что «Человеческая комедия» французского писателя Оноре де Бальзака насчитывает более чем 2000 действующих лиц, и каждую из них поднято на уровень интересного художественного образа, каждая индивидуализирована.

Вместе с тем значение работы в творчестве художника не следует сводить к поверхностному увлечению количественным подсчетом усилий, которые были 134

израсходованные на создания того или другого художественного произведения. Количество времени, израсходованное на создание определенного шедевра, или подсчитывание количества этюдов картин или вариантов книги, который оставил в своих архивах художник, не раскрывают всей сложности и всех разногласий процесса творчества. Эти подсчеты не являются убедительным аргументом при выяснении роли и значение напряженной работы в творчестве художника. Сложность анализа роли работы заключается в том, что, утверждая один тезис, вместе с тем можно согласиться и с противоположным утверждением. Так, греческий теоретик эстетики Костас Варналис считает, что «не продолжительная и настойчивая работа» является гарантией большого творения: если «Фаусту» Гете было отдано 20 лет жизни. Это «Гамлету» Шекспира - месяц. В искусстве нас более всего должны интересовать не тип творческого воображения, не ритм работы, а лишь результат. Тем не менее, как это не удивительно на первый взгляд, такие утверждения не опровергают, а утверждают значение творческой работы, ведь речь идет о качественной стороне усилий художника, которые характеризуют творческую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей художник может работать с большим или меньшим эмоциональным и интеллектуальным напряжениям. Скорость осуществления художественного замысла всегда связана со знанием материала, который положено в основу произведения, с силой увлечения художника этим материалом. Все это может ускорить процесс творчества. Тем не менее при временном уплотнении творческого процесса, бесспорно, повышается интенсивность работы над произведением. Удобное заметим, что умение быстро создавать настоящие художественные шедевры, как правило, было присущий лишь художникам, которые совершенно овладели «секретами» художественного мастерства.

Процесс работы над художественным произведением сложный, ответственный. Он требует от художника глубоко осознанного уважения к человеку, у имени которой создаются художественные произведения. Поэтому каждый настоящий художник, по словам В. Маяковского, не разрешит себе «бессовестной молодцеватой халтуры». Такая же уважение должна быть в тех, кто воспринимает произведение, к художнику, который его создает, ведь окончательная завершенисть художественного замысла - это отзыв на произведение, отношение к нему, оценка творческих усилий художника.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. - Г. , 1975. Кант И. Сочинения: В 6 т. - Г. , 1964. - Т. 5. Лук А. Н. Психология творчества. - Г. , 1978. Муха А. И. Процесс композиторского творчества. - К. , 1979.

Панченко В. И. Искусство в контексте культуры. - К. , 1998.

Платонов К. К. Проблемы способностей. - Г. , 1972. Франко И. Я. Из секретов поэтического творчества // Произведения' В 20 т. - К. , 1950-1956. - Т. 16. Цапок В. А. Творчество: философский аспект проблемы. - Кишинев, 1989.

Юхимик Ю. В. Некоторые проблемы художественного творчества в эстетичном трактате И. Я. Франко // Этика, естетика и теория культуры. - К. , 1992. - № 35.





Вернуться назад