Функции искусства

Главная - Культура - Функции искусства

Одной из важнейших граней искусства есть процесс функционирования художественного произведения в обществе.

Проблема функций (от лат. /ипсиио - выполнение, осуществление) принадлежит к фундаментальным теоретическим вопросам эстетики, ее основу предопределяет исторический фактор, ведь функции искусства возникают и составляются в течение всего развития цивилизации в связи с формированием новых нужд и особенностей поведения человека.

Вопросом функциональности эстетичная наука занималась еще из времен античности, в частности в теоретических разработках Аристотеля этой проблеме было уделено значительное внимание. Древнегреческий философ четко выделил три основных функции искусства:

В процессе дальнейшей разработки проблемы функциональности эстетичная мысль полностью поддержала идее Аристотеля относительно познавательной и воспитательной функций. Определенных корректирований испытала также интерпретированная античным мыслителем функция эмоционального влияния. Арис-тотель толковал ее через древнегреческое понятие «гедонизм» (от грец. Ьесиопе - удовлетворение) - чувствительное наслаждение, тогда как естетика XIX- XX ст. чувствительный^-чувствительно-чувствительное-эмоционально-чувствиЯСльное начало перевела в плоскость эстетичного.

Современная эстетичная наука расширила аристотеливську модель:

Социальная функция. Интерес к социальному аспекту искусства со стороны его практиков и теоретиков связан с XX ст. Исследованием социальной природы искусства активно занимался французский философ и писатель Ж. П. САРТР (1905-1980), который выдвинул

154

концепцию его «социальной заангажованости». Немецкий теоретик Т. АДОРНО (1903-1969) назвал «идеологическим» искусство указанного периода, а его соотечественник В. Беньямин (1892-1940) провозгласил идею «политизации искусства», сконцентрировав внимание на двух формах общественного сознания - политике и искусстве. Томас Манн считал «политику . . . искусством возможного, и политика на самом деле является сферой, близкой к искусству, занимает творчески-посредническое положение между духом и жизнью, идеей и действительностью, желательным и необходимым, мысленным взором и действием, нравственностью и властью».

Необходимо учитывать, что в 20- 30-х годах XX ст. неоднократно возникали ситуации, когда социальная функция искусства выдвигалась на первое место именно художниками: Б. Брехтом, Д. Хартфилдом, Г. Ейслером - в Германии, В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Ейзенштейном - в России, О. Довженко, Ф. Кричевським - в Украине. По мнению художников, искусство должно было повести аудиторию на «баррикады», принудить ее начать активные действия в решении социальных и политических проблем. Итак, 20-в конце х лет художники искренне воспринимали социальную функцию искусства через идею политического и идеологического воспитания народа, ведь жесткие идеологические ограничения еще не стали обязательной нормой его развития. В этом смысле показательной оказалась ситуация, которая сложилась в пределах бывшего Советского Союза, ее трагичность состояла в потому, что постепенно искренние желания художников были перечеркнутые требованиями безапелляционного, слепого покорения командно-административной системе.

Особую роль в искусстве советского периода сыграла теория «социального заказа», что стала предметом острых дискуссий 20-в конце х и в 30-те года.

Проследим, как сложились судьбы приверженцев и противников теории «социального заказа». Творческой и личной трагедией обернулась «социализация» искусства для О. Довженко, М. Волнового, Л. Курбаса - художников, которые искали возможности связи между художником и обществом и были раздавлены именно деформациями социальной действительности, тогда как Д. Бедный, Ф. Гладков, Л. Леонов, О. Корнийчук увидели в «социальном заказе» путь к администрированию в искусстве, легко адаптировались в социальной действительности 30- 40-х лет и стали ее откровенными апологетами, т.е. защитниками.

Рассматривая социальную функцию искусства вообще и теорию «социального заказа» в частности, мы остановились на необходимости ее по крайней мере двоаспектной интерпретации. С одной стороны, социальная функция искусства, как уже отмечалось, непосредственно связанная с общественно-политическими

155