Девид Линч - известный кинорежиссер


Девид Линч (нар. 20 января 1946, Мисула, Монтана) - американский кинорежиссер, сценарист, продюсер и актор.

Родился в семье ученого. Детство провел на побережье Тихого океана, вместе с отцом исследуя природу и географию небольшой части американского северо-запад, которая и станет Твин Пиксом в одноименному телесерияли. В 17 лет Линч вступает в Школу искусств в Вашинґтони. Изучение живописи и скульптуры и увлечение немецким экспрессионизмом начала столетия, в частности художественным заделом О. Кокошки1, повлияли на формирование творческого мышления Линча.

Возвратив из путешествия Европою, Линч перевелся в Академию изысканных искусств в Филадельфии, а 1967года снял одноминутный анимационный фильм “Шесть мужчин, которые блюють” и полуигровой, полуанимационный “Алфавит” (1968), который демонстрировали в одному со знаменитых сборников-альманахов аванґардного кино. После того на три года возвращает к традиционной живописи и только 1970 снимает анимационный фильм “Бабушка” - о недовольном своими родителями мальчика, который решает вырастить на огороде бабушку. Уже в этих ранних попытках заметные черты поэтики зрелого Линча: особое ощущение комического и гипертрофия будничного, которая таит бездны черного юмора и екзистенцияльного абсурда бытия. 1972 г. Линч начал работу над первым полнометражным фильмом, который сделал его культовым режиссером. В центре “Голови-ластика” (1977) - образ скромного клавстрофобного придурка и его нудного чада. Действие фильма развивается среди заполненного какофонией урбанистических звуков индустрияльного пейзажа. Фильм становится гитом андеґравнду.

В 1980 г. Линч снимает ленту “Человек-слон” (The Elephant Man), что была драматизованою рассказом о событиях времен фантасмагорической реяльности Викториянськой Англии. Это история о мужчине с ужасно деформированной главой, Джона Мерика. Он, чрезвычайно добрая и интелиґентна человек, вызвал тем не менее отвращение и нездоровый интерес в окружающих (восемь “Оскарив”, главный приз фестиваля фантастического кино в Авориязи, французский “Сезар” за наилучшую иноземну ленту). 1984 г. Дино де Лаврентис пригласил Линча для экранизации фантастического романа Френка Херберта “Дюна”, но, вопреки коммерческим намерениям продюсеров, режиссер создает очередную ленту индивидуального стиля с увлекающим образом психоделичного вселенной.

Фильм, как грандиозная космическая фантазия Линча, полный колоритных образов, однако он провалился в прокате и не нашел признания у критиков, которые считали его неудачным дисбалансом между авторским стилем и коммерческим мультиб'юджетним кино. Но уже следующая лента режиссера - “Голубой бархат” - стала образцом екстраваґантного объединение насилия, черной комедии и сюрреалистического триллера. Фильм озвучил А. Бадаламенти2.

В апреле 1990 г. американская телесеть “АВС” начала показ найгенияльнишого произведения Линча - сериялу “Твин Пикс”. С того времени весь мир захватила “твинпиксомания”. За, казалось бы, спокойной жизням маленького провинциального городка начал следить даже тот зритель, который когда-то с презрением относился к сериялив. В “Твин Пикси” прячутся преступления, насилие, похищение, наркотики, сексуальный садизм и инше зло, которого нельзя себе даже вообразить.

Путь к правде напоминает спуск на все новый и новый круги Дантового ада.

На вопрос, чему фильмы Линча кажутся такими странными, мистическими, интернетивський сайт режиссера отвечает: “Они есть такими лишь потому, что вы так задаете вопрос; вы самые делаете их такими”.

После ленты “Дикие сердцем” Линч становится суперзвездой поп-арта. 1991 г. режиссер пародирует процесс создания программ в серияли “В прямому етери”. 1992 г. ставит “Номер в отеле” - утонченно стилизованный мини-триптих истории, которая происходит в одной комнате отеля в разные года (Линч снял две новеллы, одну - Джеймс Синьорели).

Он снимает видеоклипы (для Мадони - “Bad girl”), рекламные ролики, становится продюсером фильмов. 1993 г. появляется предыстория сериялу “Твин Пикс: Огонь, иди со мной”. Правда, ощущая исчерпанность и опустошенность, Линч на 4 года исчезает с просторную киноматографу. Только, 1995 таки становится главой жюри на Международном кинофестивале в Венеции. 1997- триумфальное возвращение Линча в большое кино. ”Шоссе в никуда” - минималистична лента о мистическом раздвоении на гране жизни и смерти, озвученная музыкантом Бадаламенти и модных современных груп.

В 1999 г. Девид Линч шокирует публику новой лентой “Простая история”, которая была новаторской во всех отношениях. Это история о человеческих отношениях - дружбу, любовь, ненависть, непонимание. Этим режиссер сорвал с себя маску “большого мистификатора”. 2001 г. Линч утилюе у жизнь свой давний замысел. Лента “Малголанд Драйв” - запутанная история отношений двух подруг, которые случайно стали свидетелями одного загадочного события.





Вернуться назад