Определение понятия "творчество"


В теории эстетичной науки проблема художественного творчества занимает особое место. Так сложилось, что творчество традиционно изучалось психологической наукой и естетика еще должен обосновать наличие специфического, т.е. эстетичного аспекта творчества. Что же к психологической науке, то она определяет творчество как деятельность, конечным итогом которой являются создания новых материальных и духовных ценностей. Будучи за своей сущностью культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект - личный и процессуальный. На протяжении последних десятилетий наука делала попытки хотя бы частично сломать эту традицию: утверждалось, что «творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическому и философскому. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» осуществление акта творчества. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, которое по-разному относилось в разные исторические эпохи. Следует подчеркнуть, что указанная постановка проблемы довольно ограничена и не фиксирует такой важной особенности творчества, как смежность, т.е. единство психологического, философского, эстетичного, этического, искусствоведческого, педагогического, даже медицинского подходов. Личностный характер творчества, как одна из йй важных черт, заставляет изучать «перекрестные» ситуации (нравственно-эстетичные, эстетико-психологические, нравственно-педагогические та др. ), вне учета которых едва ли возможное овладение всем объемом категории творчество.

Попытки осмыслить творчество как философскую категорию, которая имеет сложную внутреннюю понятийную структуру, делались исследователями неоднократно. В общетеоретическом плане творчество интерпретируется как деятельность, которая порождает «что-то качественно новое, что-то, которое никогда раньше не существовало ».

Эта мысль перекликается с другими, которые включенные в справочники или являются авторскими точками зрения. Творчество также определяют как «что-то качественно новое, что отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». Среди существующих взглядов заслуживает внимания и тот, который старается соединить два разных понятия - создание и овладение: «Творчество - это целенаправленная деятельность, следствием которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-то нового, прежде неизвестного, или активное, что отвечает требованиям времени, овладение уже существующим богатством культуры».

В процитированных определениях творчество связывает с целенаправленной деятельностью человека, который создает новые или качественно новые материальные и духовные ценности. В целом правильно отразив основные идеи, связанные с понятием «творчество», эти определения едва ли могут нас удовлетворить. Чему? Чувство неудовлетворенности появляется прежде всего от использованных сроков «что-то», «что-нибудь» при характеристике создаваемого в процессе творчества чего-то нового. Эти сроки несовместимые с научным определением, их употребление приводит к мнению о случайности, неопределенности творчества, следствия которой в процессе познания будто бы не заложенные в определенную человеком цель или художественный замысел. Сроки «что-то», «что-нибудь», в сущности, опровергают верную мысль о творчестве как целенаправленную деятельность, в процессе которой человек старается получить конкретный результат. Они вносят неопределенность у положение об «качественно новом», что создается в процессе творчества.

Анализируя существующие определения творчества, следует, на наш взгляд, ставить вопрос об объеме понятия «новое» и обязательно подчеркивать, что речь идет об «принципиально новом», раньше неизвестное. Связывая творчество с созданием нового, необходимо четко обнаруживать критерии нового, отличать качественно новое, как результат творчества, от количественного принципа анализа нового - такого, что является тиражированием или шаблонной работой. Особое внимание следует обратить на такие признаки творчества, как: неповторимость, оригинальность, общественно-историческая уникальность. Ведь, приняв концепцию творчества как «овладение уже существующим богатством культуры», следует признать, что овладение созданным имеет элементы новизны лишь для конкретного индивида, что такая ориентация разрушает творчество как оригинальность, как общественно-историческую уникальность. Итак, творчество как овладение созданным может рассматриваться лишь в пределах педагогики, воспитание человека, стимулирование ее интереса к знаниям, к культуре.

Анализируя наиболее важные, специфические параметры творчества, нужно подчеркнуть, что творчество - это сознательная, продуктивная деятельность относительно создания качественно новых материальных и духовных ценностей, которые имеют общественно-историческую значимость. Важным аспектом изучения творчества есть рассмотрение вопроса о видах ее, ведь та или другая концепция составляется в зависимости от того, «сужено» или «расширено» толкуется творчество. Стремясь поднять авторитет той или другой профессии, исследователи иногда умышленно подчеркивают творческий ее характер, хотя на самом деле речь идет об обычной шаблонной деятельности, которая не может претендовать на создание качественно новых ценностей. Для того, чтобы поднять авторитет профессии или найти пути стимулирования профессиональных привычек, необязательно манипулировать понятием «творчество». Язык должна идти о развитии морального мира человека, формирование у нее чувство ответственности, профессиональной гордости, чувство обязанности и т.п.. Следует, на наш взгляд, четко разграничивать понятия «творчество» и «ремесло». Творчество обязательно включает в себя овладение ремеслом, которое выступает как своеобразный трамплин для творчества, помогает накоплению творческого опыта. Тем не менее ремесло как культура трудовых профессиональных привычек и технических приемов не предусматривает обязательного «прорыва» в творческую сферу.





Вернуться назад