Искусство доисторического человека


Выше упоминалось, что найдревнишим периодом развития искусства есть искусство первоначального человека или, как его еще называют, первоначальное искусство. Эта зображально-наслидувальна деятельность, которая опиралась на образное мышление, лишь с большими предостережениями может быть названная искусством. И прежде всего потому, что предопределялась преимущественно практическими, утилитарными нуждами. Наскельни изображение животных на полный рост создавались, как свидетельствуют исследование ученых, для чисто практических нужд - или как мишень для тренировки и обучение в метании копья, проведении ритуальной охоты во время инициаций, или как образ животных для ритуальных, магических действий, которые предшествовали охоте и должны были обеспечить успих.

Немалое количество мастерски выполненных изображений периода позднего палеолита, т.е. периода охоты человека на крупных животных, к сожалению, не сохранилась - они сильно страдали во времена, когда человечество перешло к продуктивному хозяйствованию. Бесспорно, изображение животных и человека всегда сопровождали и будут сопровождать человеческую культуру, но реалистический пафос палеолитической живописи - уникальный и неповторимый, ведь находкам более поздний времен присущие уже ст'илизация, обобщение, динамизм, багатофигурнисть композиции и т.п..

Магический характер первоначального искусства такой же мерой присущий и скульптурным изображениям женщин, так называемых неолитических Венер, связанных с культом матери-прародительницы и хранительницы домашнего костра, ритуальных танцев-действий, которые дошли к нам с культурой реликтовых спильнот.

Культура эпохи варварства (ее еще называют энеолит) была основана на продуктивном хозяйствовании, которое принципиально меняло образ мышления и действий человека. Переход от странствующего до осевшей жизни порождал новые материальные и духовные нужды, а итак, и соответствующие основы для новых форм художественного творчества. Зачатки архитектуры, так называемые мегалитические сооружения - четырехугольные строения из плит (дольмены), вертикальные, нередко покрытые рельефами, столбы (менгиры), столбы, расставленные вокруг жертвенного камня (кромлехи), защитные сооружения первых протомиських поселений, могильные курганы скифской культуры - стали началом создания человеком социального пространства, которое отделяло ее от неосвоенного физического и где в дальнейшем протекала вся человеческая жизнь. Использование глины для производства домашней посуды, а со временем изобретение гончарного круга позвали к жизни новую область ремесленничества и искусства - керамику. Искусство керамики, которая в своем генезисе функциональное и имитативне, стало найелементарнишим видом прикладного искусства,которое в процессе развития превратилось в одно из найабстрактниших искусств, достигнув более свободных форм, чем скульптура. Именно эта особенность керамики, абсолютная подвижность ее форм дали право известному американскому искусствоведу Финкельстайну назвать керамику «кристаллизацией человеческой мысли». Керамика и металл (бронза, серебро, золото) становились основным материалом искусства. Вот почему сокровища скифских курганов - лошадиные доспехи, оружие, одежда и украшения, посуда - е предметами прикладного искусства.

Искусству этого исторического периода присущие единство и синкретизм утилитарного и художественного элементов. Тем не менее самая уже наличие подобных элементов, непосредственно не связанных с практическим назначением предмета, начинала новый этап в развитии человеческой культуры - появление относительной свободы деятельности, выросшее могущество человека, формирование стойкой эстетичной потребности, наличие распространенного художественного производства.

Что же преобладало в искусстве тех времен? Прежде всего зооморфные формы, растительный и животный орнамент, который постепенно приобретал абстрактный характер. Рядом с животными и растениями изображения человека подавалось очень условно и схематизовано. Такое объединение изображений человека с внешним миром свидетельствовало о том, что образ самого человека еще не сформировался и рассматривался как часть окружающего мира.

Одним из первых шагов к художественному обобщению была попытка упорядочения и группирование явлений окружающего мира с помощью ритма. Ощущение ритма присущий человеку так же, как зрение, слух, прикосновенье, однако намного сложнее оказалось образно опредметити его. Мы склонны думать, что это ощущение было связано прежде всего с двигательным ритмом. Звуковой пришел значительно позднее. В палеолитических изображениях ритма не ощущаем совсем. Появляется он только аж в неолитических памятках, проступая как старание упорядочить, организовать плоскость (на керамических изделиях) и пространство (в архитектуре). Розписний посуда разных этнических групп и, соответственно, культур дает возможность проследить, как учил человек обобщать свои жизненные впечатления, группируя и стилизуя предметы и явления таким образом, что они превращались в подчиненный ритму геометрическое стройный растительный, животный или просто геометрический орнамент. Ритм линий, цветов, форм будто вбирал у себя сначала ритм движения руки, которая постепенно возвращала изделие во время липки, а потом - ритм гончарного круга, возможно даже из сопровождающему его пением. Ритм, ритмические построения как элементы пространственно объединяющего и организующего значения присущий наиболее ранним формам архитектуры, прежде всего культовой; эта черта осталась основнвю и характерной для всей следующей архитектуры древности.

То было время, когда формировались предпосылки и для поэтического творчества, которое грунтувалася в основном на мифологии. Эта синкретическая форма сознания была отображением действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одухотворенных существ, которые считались реальными. В основе мифологических персонификаций сил природы и явлений общественной жизни лежал антропоморфизм. Самая возможность мифологического мышления была тесно связана с природой человеческого языка. им обеим присущий одна особенность - метафоричнисть, т.е. объяснение значения одного явления за счет другого. Метафорическое перенесение значений одного предмета на другого при понимании их разности давала возможность познавать и определять новое явление или предмет. Благодаря метафоричности языка, а также принципу антропоморфного видения окружающего мира человек смог овладеть силами природы, сначала в сфере мышления, а потом и практически. Метафора давала наименование новому явлению, а итак, делала мысль доступной для других, развивала ее. Т.е. метафора выступала не только как средство выражения, а и как важное орудие мышления.





Вернуться назад