Культура Африки


Традиционные культуры негритянских народов Африки имеют свою специфику, которая составляется в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, которое воспринимается совсем по-иному, чем в современной европейской культуре. Эти два измерений кенийский ученый Дж. Ибити назвал следующими сроками, взятыми из языка суахили: саса - теперь и залгани - давно. Саса - это осознание человеком своего собственного существования, время, в котором она самая принимает участие или принимала участие. Чем старший человек, тем длиннее период саса. Будущее имеет только короткую ценность, нет будущего «самого по себе», мышление о будущем е очень короткой проекцией саса на текущие нужды. И если саса - это автономное микровремя, то залгани - макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», по выражению Дж. Мбити. Однако данное эффектное определение не следует понимать буквально, в духе современной европейской культуры - ведь «кладбище времени» есть живым, он постоянно присутствующий в африканском настоящем.

Эта ориентация на прошлое, постоянное взаимопроникновение саса и залгани находит свое выражение в разных сферах традиционных культур Африки: в сфере религиозных верований и обрядности, в сфере устной литературы, в сфере искусства и др.

Основным элементом африканской культуры есть мифы. В бесписьменных культурах миф играет ту же роль, которая и догмат в религиях письменных культур. Африканские мифы объясняют возникновение мира, отношения между человеком и сверхъестественными силами, происхождение первых людей, рас, народов, освящают общественный порядок и т.д.

Формы выражения мифа не обязательно приобретают повествовательную форму, миф прежде всего выражается в ритуале и обряде. Можно выстроить ряд форм выражения мифа в соответствии со следующим иерархическим порядком: от устного изложения, адресованное публике, к «языку молчания» через «язык аналогий»: музыку, ритм танца, картину, метафору, метонимию, символ. Парадокс мифа заключается в том, что он амбивалентный, он должен объяснять, но одновременно уклоняться от ответа, он герметичный и езотеричний, он относится к тому, что его превосходит. Миф никогда не содержит всей истины о залгани, отсюда множество разнородных его версий, которая объясняет и определенное многообразие культур Черной Африки в их единстве.

Исследования свидетельствуют о том, что мифология традиционных локальных культур (йоруба, догонив, бамбара, ашанти, готтентотов, бушменов и др. ) влияют на повседневную жизнь африканцев. Все африканские культуры имеют религиозную основу, воплощенную в разных версиях мифа о залгани. Традиционные религии черной Африки, подобно любым родоплеминним религиям мира, содержат в себе тотемизм, фетишизм, анимизм, культ предков, хотя они и имеют специфические особенности.

Як бы не были разнообразные традиционные религии Африки - анимистические, полидемонические, политеистические, - все они ( большая ли их часть) владеют некоторыми общими чертами в системе верований, культов и социально-культовой организации. Это прежде всего вера в мистические преобразования, связанные с магической силой отдельных лиц. Полноправный член общества, который стал таким в результате инициаций, которые превратили его в новый человека; владелец дурного глазу, колдун, волшебник, который постиг тайные знания, оборотень (человек-леопард, человек-лев, человек-крокодил и т.п. ); член тайного общества; видун из того света: заклинатель дождя и запалювач священного огня; в конце концов, священный царь, в который воплощается мистическая сила космических масштабов, - все эти персонажи известные локальным религиям в разных частях Африки. Они являются объектами специальных культов, призванных регулировать их магическую силу, поддерживая ее, не давая ей высохнуть, направляя и используя ее на благо людей или (в противодействуя ей.

Магической силой, как считается, владеют умершие старейшины - предки живучих африканцев-общинников. Ею наделенные и продуктивные силы: плодородная обрабатываемая земля, вода, большой рогатый скот, железные орудия земледельца, кузнеца, плотника. Несмотря на распространение христианства и ислама, эти верования сохраняются в традиционных, а иногда и в новых формах, порождаемых современной африканской действительностью.

Другой общей чертой является фетишизм: своеобразная форма поклонения культовым предметам (предметы, которые наделяются сверхъестественными свойствами), что уже было отмечено в ряде народов Западной Африки средневековыми португальскими хронистами. Третья общая черта - тотемизм, отдельные элементы которого в XX ст. оказываются во многих народов Африки. В современных йоруба роды носят названия слона, обезьяны, змеи; в нуер и динка - черепахи, питона, пчелы; в кпелле - леопарда, шимпанзе, табака, пальмы рафии и т.д. Сохраняется пищевая табуация, тотемични танцы и др. Существуют и частные случаи «тотемичного ренессанса», например, в тайных ритуально-магических обществах и религиозных сектах, где животные - тотем (крокодил, змея, леопард) служит и символом новой надетничной общности, и объектом сакрального почитания. Вера в сверхъестественную общность с животными как и раньше лежит в основе этих явлений «неототемизму». Четвертой чертой является вера в души и духов - анимизм. Источника анимизма следует искать в ранних человеческих представлениях о покойнике как особого рода фетиши - «живом мертвеце», по выражению археолога М. Еберта, а также в соответствующей похоронной практике. Например, соответственно верованиям рукуба (Нигерия), перевоплощение (реинкарнация) души умершего не может состояться до тех пор, пока не исчезнет трупный запах: считается, что для этого должно пройти семь лет. Среди наиболее зрелых форм африканских анимистических верований, в образовании которых принимали участие и отдельные тотемични элементы, выделяется культ предкив.





Вернуться назад