Творческий потенциал человеческой работы


Способ бытия человека, который е ее родовым признаком, состоит перво-наперво в практичной-практической-предметно-практической деятельности, которая опосредствует как биологическую ее природу, создавая специфическую родовую человеческую анатомию, так и высочайшие формы психической и интеллектуальной ее жизни. Другими словами, самый человек как живое существо, мир материальной культуры, в котором она живое, а также внутренний мир человека - ее чувства, ум, здатнисгь к преобразованию окружающего мира зарождаются, развиваются и зминюються'завдяки общественно-исторической практике. Итак, общественно-историческая практика является первопричиной возникновения и развития способности человека к преобразованию мира по законам красоты, а затем и к формированию у нее собственных эстетичных ночуттив, вкусов и идеалов. И если мы попробуем определить, где, как и в чем проявляется эстетичная деятельность человека, то окажется, что в человеческом бытии нет ни одной области, сферы, которая была бы лишенная такой деятельности. Другая дело, что эстетичная деятельность может реализоваться как самоценная, самодовлеющая, а может быть лишь моментом, пусть и сущностным, других форм деятельности.

Принцип практики, заложенный у понимание природы человека и всех общественных явлений, дал возможность рассматривать эстетичную деятельность как историческую бытность, которая изменяется соответственно изменениям всего комплекса общественно-исторических условий жизнедеятельности человека и общества. Т.е. эстетичная деятельность в разные исторические эпохи существует в разных формах, она по-разному реализовывалась в общей деятельности людей, которые и является следствием неодинаковых достижений в истории мировой культуры.

На первый взгляд кажется целесообразным начать рассмотрение эстетичной деятельности по той форме, где эстетичный компонент есть доминирующим, где другого применения, кроме эстетичного наслаждения, предмет не имеет. Именно такой формой эстетичной деятельности есть искусство. Тем не менее такой подход едва ли даст возможность проявить закономерность выделения эстетичной деятельности со сферы практики, он также затруднит понимание изменения состояния искусства в разные исторические эпохи, лишит возможности разобраться в современном состоянии взаимоотношений искусства и работы. Поэтому мы знайомитимемося с основными формами эстетичной деятельности по взгляду их генезиса, т.е. истории становления. Генетическая связь искусства, этой наиболее развитой формы эстетичной деятельности, с работой на протяжении значительного периода исторического общественного развития не оказывался и и не мог оказаться, тбму что непосредственно продуктивная работа была физической, искусство же - преимущественно работой духовной, что независимая от материальных нужд и осуществляется как свободная игра человеческих способностей, как наслаждение.

Успехи продуктивной работы человечества, особенно в новейшее время, постепенно утверждали материалистический взгляд относительно понимания причин и движущих сил эволюционного развития человечества. Самое материалистическое понимание истории дало возможность оценить роль продуктивной работы в становлении разных форм деятельности, которые, на первый взгляд, прямо противоположные ей за целью и результатами. Как же в таком случае продуктивная работа порождает эстетичную практику и как в самой продуктивной работе реализуется эстетичная потребность человека?

Работа - это прежде всего процесс, который происходит между человеком и природой, в ходе которого первая формирует другу в соответствии со своими нуждами. Этот процесс опосредствован целью, к которой стремится человек. Форма созданных ею предметов и процессов имеет общественное содержание и общественную ценность, так как в ней закреплен наглядный опыт человека, ее нужды, вкус, а также образ жизни как общественного существа, т.е. родовой признак человечества. И поскольку создание опосредствовано познаниям природы и ее законов, то целиком логически, что форма е также законом бытия вещи, предмета культуры как единства естественного материала и общественного содержания. Таким образом, оформленная человеком часть природы - культура владеет особым содержанием, особой ценностью для человека, она является законом ее общественной жизни.

Между сущностью вещи, т.е. законом ее общественного существования, и формой создается глубокая взаимосвязь: совершенство формы дает возможность наиболее соответственно представлять, делать наглядной ее общественную сущность. Тому пошук и создание завершеной формы является эстетичным моментом любой формы человеческой деятельности. А способность человека найти, создать для вещи или процесса наиболее завершеную форму, которая бы учитывала, с одной стороны, закон существования естественного, используемого в работе материала, а со второго - закон общественного существования созданной вещи - это и является способностью создавать "по законам красоты", что присущий лишь человеческому роду. Именно этим объясняется и особая ценность эстетичного для человека, ее вечного влечения к прекрасному в жизни. Среди наиболее распространенных в эстетике есть представления о природе как источник эстетичных нужд и способностей человека. Не отбрасывая совсем такого представления, следует указать на его неоднозначность. Сложность понимания влияния природы на эстетичные способности человека заключается в том, что здесь не находим объяснение, чему человек стал способным проявить в природе прекрасное, откуда у нее появились критерии красоты и чему она начала ориентироваться на нее в своей деятельности. Ведь в природе нет ничего лишнего да еще и такого, что не имело бы естественных предпосылок существования, нет и безобразного, т.е. всего того, что человек воспринимает как противоположность прекрасного. А если учесть, что на начальных этапах человеческой истории природа во многих ее проявлениях была непонятной и вражеской человеку, противостояла ей как могущественная сила, как хаос исполинских стихий, перед которыми человек беспомощно подходил, то становится целиком понятно, что эстетичное отношение к природе е более поздним культурным достоянием. Нет сомнения, которое зарождалось оно лишь в пределах овладения человеком естественными силами в сфере материальной практики и попыток дополнить ее сугубо духовным овладением с помощью переноса на силы природы более понятных человеку общественных явлений и отношений. Такой способ имеет название атропоморфизму. Ярчайший его примером является мифология - исторически первая форма общественного сознания, с помощью которой человек духовно овладевает окружающий мир, формирует общее представление о нем, а также его взаимоотношения с человеком.





Вернуться назад