Дохристианская культура Киевской Движении


Большинство воинов шло в поход пехотой, имея лук и стрелы, небольшие щиты и копья. Трудного обладунку, в отличие от средневековых рыцарей, у славянских воинов не было. В бое, как отмечает Прокопий Кесарийський, славяне были мужественные и бесстрашные. В IX-X ст. широко используются такие виды оружия и снаряжение, как трудные мечи, метательные машины (мортиры, катапульты), кистени на цепи или ремне, боевые топоры, булавы, проволочки. Позднее появилась конницы, используются кольчуга, шлем. Древнерусские воины умело устраивали засады, могли долго перепрятываться под водой, дыша через тросточку. Иногда они умышленно бросали добычу, чтобы преследователи занялись ее распределением: тогда славянские воины внезапно нападали на врага. В Х ст. Константин Порфирородный наставлял своих наследников избегать больших столкновений с Русью и особенно - не допускать ее союза с кочевниками. Уже в VI ст. русские князья имели витрильно-весельни корабли, которые достигали берегов Византии. С преобразованием княжеской власти в наследственную и ее укреплением жена постепенно становится частью государственного аппарата.

Древние славянские верования были языческими и грунтовались на обожествлении сил природы. Вся жизнь славян пронизывала вера у вмешательство сверхъестественных сил, зависимость людей от богов и духив.

Более всего поражали славян явления природы, связанные с проявлением силы и мици: молния, гром, сильный ветер, полыхание огня. Не случайно верховным божеством был Перун - бог молнии и грома, который, как и все другие боги, воплощал в себе доброе и злое начало: он мог поразить человека, ее жилье молнией, но вместе с тем он, согласно мифу, преследует Змея, который перепрятывается в любом предмете, настигает и убивает его. После победы над Змеем идет дождь и очищает землю от нечистой силы. Не менее сильными и грозными были Сварог - бог огня; Стрибог - бог ветровой, который воплощает стрелы и войну; Даждьбог - бог успеха, который отождествлялся с солнцем; Хорс - бог солнца (иногда месяца); Симаргл - бог подземного мира, как он большей частью трактуется. Воображали его в оскорблении крылатого пса и инш.

В пантеоне восточнославянских божеств, в отличие от древнегреческого и древнеримского, було сравнительно мало богов, которые непосредственно воплощают интересы и занятия человека. Можно назвать только Велеса (Волоса) - бога богатства, скота и торговли, Мокош (Мокошу) - богиню дождя и воды, которая в тот же время протежировала ткачеству. а также Данную - богиню рек (упоминание о ней есть во многих песнях) и разные берегини.

Отличительной чертой есть и слабо выраженный антропоморфизм богов: они мало похожие на человека, напоминают преимущественно фантастических существ. Скульптурные изображения божеств выполнялись чаще за все из дерева, редко из камня. Уникальным памятником культовой скульптуры есть так называемый Збручський идол. Ученые до сих пор спорят, кого же именно он изображает. Одни считают, что это идол Святовита - чотириликого божества. Украинский философ М. Попович доказывает, что такое объяснение противоречит сути языческого многобожия. По его мнению, это четыре разных божества.

Идолы богов устанавливались не в храмах, а в рощах, на берегах рек и т.д. , такие места назывались капищами. “Такие ... плохие мольбища их: лес, и каменья, и реки, и болота, источника, и горы, и горбы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И, проще говоря, всему существующему поклонялись они яко Бог, и уважали, и жертвы приносили”, - неодобрительно писал позднее один из церковников о приверженцах народной религии.

Культы божеств - принятые ритуалы жертвоприношений и обращений, священные атрибуты, слова молитв - известные очень имело. Вред, марноту, отрицательные свойства воплощали в дохристианских народных верованиях злые духи: леший, бес, водный, русалки, полуденниця - дух пожилой полуденной жары, крикси - духи вопля и плача и т.п.. Злые духи считались безопасными для тех, кто придерживался всех обрядов и запретов. Мировоззрение восточных славян формировалось соответственно общеевропейским тенденциям развития представлений о миру. Как и другие народы, они верили в ад, небесную твердь, центр мира ("мировое дерево"), вирий (место на небе, куда отлетают души умерших праведников). Жизнь человека подчиненная внизу - "суда Божьему". Правда, судьба у восточных славян не была, очевидно, такой же неотвратимой, как фатум у древних греков, но главные события человеческой жизни считались определенными заведомо. Недаром почти каждый календарный праздник включал обряды гадания о будущей жизни человека.

Религия восточных славян, как и другие составные части культуры, которые формировались на этапе родоплеминних отношений, с возникновением и развитием государственности неизбежно должны были испытать серьезных изменений. Качественно новые культурные процессы в Киевской Движении состоялись уже после принятия христианства.

На протяжении веков у восточных славян нагромождался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Длительное время как главный строительный материал использовалось дерево, которое было в благосостоянии доступная. В центре поселений находились "гради", которые служили для защиты от врагов, проведение племенного собрания и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских "градах" сооружалась со срубов - бревен, заключенных в четырехугольные венцы. Со срубов строились и простые дома, и 3-поверхностные терема, срубы спорили в основу крепостных валив.





Вернуться назад