Жанры и виды украинского танца

Главная - Культура - Жанры и виды украинского танца

Народный танец имеет свою первооснову, первоисточник, першопочаток. Когда речь идет о культуре того или другого народа, приходится учитывать не только непосредственные его культурные достижения, а и то наследство, которое он унаследовал от своих этнических предшественников, из которых образовался и сам данный народ. Это касается культуры всех народов мира, в том числе н украинского народа.

Специфика жизни давних восточнославянских племен -древлян, дреговичей, кривичей, в'ятичив, сиверян, полиняй, белых хорватов, бужан и др. - служила за основу самобытного, оригинального хореографического искусства украинского народа.

Прадавни обряды и танцы сопровождались музиченням на инструментах: пентахорди (вид арфы), кувнчках (своеобразных флейтах), свирелях, трубах, пипелях, пищалях, рогах, гуслях, гудках, трембитах, решетках, дудках-сопелях, домрах, накрах (вид литавр).

Все обряды, магические обращения, заклинание и т.п. непосредственно зависели и были органически связаны с земледелием и анималистичним культом.

Анималистични олицетворения стихийных явлений в живых образах в народных играх, обрядах сводились к желанию облегчить работу, подчинить явления природы и обеспечить себе добробут.

За Киевской Движении церковь вела беспощадную борьбу с языческими обычаями, обрядами, традициями, объявив их "бисивськими", а итак и с их носителями, творцами народного искусства. Однако, не достигши желательной цели, священнослужители приделывают большинство народных обрядов к своему календарю: встреча весны к пасхальным христианским праздникам; русальные праздники - к христианскому Троице; Ивана Купала - к празднику Иоанна Крестителя; Коляду - к рождественским, а щедривки - к иорданским свят.

Ряд обрядовых ритуалов было перенесено непосредственно к церкви. Скажем, посвящение кулича и пасхальных яиц на Пасху, обжиночных венков - на Маковея, яблок - на Спаса и т.п..

Тем не менее, влияние от церковной "содружества" и "сосуществование" на музыку, поэзию танец, которые оставались в основе свои "консервативными", был незначительным (например, изменения в текстах колядок, щедривок и некоторых русальных и купальських песен).

Итак перейдем к короткой характеристике основных же. : виднелся украинского танца с делением их на определенные разновидности, учитывая этнографический^-этнографические-историко-этнографические регионы.

За историко-этнографическими характеристиками Украина делится на три основные региона - восточный^-восточный-центрально-восточный, северный и западный та ряд пидрегионив. К восточный^-восточному-центрально-восточному входят: Киевщина (кроме северных районов), Полтавщина, южные районы Черниговщины; Слобожанщина (Харьковщина, южные районы Сумской, северные районы Донецкой областей); степная частила Украины (Луганска, южные районы Донецкой, Днепропетровска, Запорожская, Херсонская, Николаевская, Кировоградская, Одесская области).

В состав северного, полесского, региона входят: северные районы Киевской и Сумской, центральные и северные Черниговской, северные районы Житомирской и Ровенской областей, южанка* западная часть Волыни Согласно этнографическим и языковым признакам Полесья делится на восточно-западное.

Учитывая этнографический^-этнографические-историко-этнографические и языковые характеристики наиболее цветистый та неоднородный западный регион - Восточная Галиция, Буковина, Закарпатье, Западная Волынь, почти все Подолье. В западной части региона сформировались три этнографических группы гуцулы, которые проживают в Ив. -Франкивський, Черновицкой и Рахивському районе Закарпатской областей, бойки, которые живут главным образом на территории Львовской (между Сяном и Ломницею), а также в Мижгирському районе Закарпатской областей. На крайньо-захидних территориях Украины, между Сяном и Попрадом, живут украинские лемки по соседству с поляками и словаками. С этнографический^-этнографическим-историко-этнографическим регионуванням Украины много в чому совпадают территориальный^-территориальные-локально-территориальные наслоение в фольклоре. Относительно стиля наиболее компактным есть музыкальный^-музыкален-музыкальный-словесно-музыкальный и танцевальный фольклор центрально-восточных районов, меньше -Полесье, еще меньше западных районов Украины.

ХОРОВОДЫ - это древнейший из видов народного облицовочного искусства почти у всех народов мира. В хороводе текст отображает содержание танца, раскрывает образную сущность танцующих, характер выполнения, а мелодия дополняет содержание произведения. Таким образом, хоровод является синтетическим видом народного творчества.

В давность выполнения их было связано с определенными обрядами , которые входили в традиционные календарные циклы: встреча весны (веснушки, гайвки, гагилки и т.п.); отметка лига (Купайла, русалий, Спаса и т.п.); осенний цикл (собирание урожая и т.п.); зимний (колядки, щедривки).

Тематика у этих хороводов была разнообразнейший, включая даже элементы, заимствованные из языческой религии (в отображении явлений природы, Купайла, зажинки, обжинки и т.п.)

Тематически хороводы делятся на три четко обозначенных группы:

первая - найдревниши хороводы с ярко выраженным отражением трудовых процессов;

вторая - хороводы, в которых оспиваються родная природа, отображаются характер, темперамент свойских животных зверей, птиц;третья - хороводы, у . той воспроизводятся в часовые и бытовые взаимоотношения с раскрытием характера человека в разных ситуациях (лирические, шутливые).

Лексика и композиция в хороводах нескладная, ведь выполнялись они просто неба, тексты помогали воссоздавать действие, а мелодия - раскрывать эмоциональное содержание и художественные образы.

Бытовые танцы - логическое продолжение развития третьей группы хороводов (бытовая тематика) со значительным расширением тематики и поры выполнения, вне как известно, что хороводы водили в сурово определенное время (весенние, летные), и именно это дало им определение: обряду, или же цикл обрядовый^-обрядовых-календарно-обрядовых творив.

Бытовые танцы возникли в результате выполнений и многочисленных танцевальных песен что со временем потеряли свое значение в понятийное; «в определении поэтического слова, отдельных ритмизированных восклицаний, прибауток, триндичок. Они постепенно очертили определенные четко определенные разновидности: гопаки, казачки, метелицы, гуцулки и т.п., значительно расширили амплитуду лексики, композиции, мелодичную и метроритмичну музыкальную структуру.

Сюжетные танцы. В украинской хореографии е немало танцев, которые имеют одно название, но относятся к разным жанрам: "Шевчики", "Кузнецы", "Льонок" - вместе с тем хороводы и сюжетные танцы.

В чем же разность между ними? В хороводе по обыкновению действие сопровождается точно за текстом поэтическим и пантомимой нескладными движениями, поскольку это связано с песней, которую сам: же танцоры и выполняют.

Сюжетный танец - качественно новая, бесспорно, высшая ступень развития хореографического искусства. Пантомима здесь уступает развернутой лексике, элементы актерской игры имеют глубокий подтекст, так как временами содержание танца необходимо раскрыть без текста.

За тематическим распределением сюжетные танцы перекликаются с хороводами, однако последние обогащаются достояниями бытового танца (использование многих из них для полного раскрытия сюжета: гопаков, казачков, гуцулок и др. ).

Бесспорно, охарактеризовать в полной мере сюжетные танцы по тематическому принципу в учебнике невозможно, поскольку насчитываются десятки образцов их вариантов. Это уже материал будущих разведок - каждая из которых может вылиться в отдельную фундаментальную работу.

Подол сюжетных танцев на отдельные группы по тематическому принципу предлагается нами в отдельном подразделе, посвященному рассмотрению их как отдельного жанра хореографического искусства.

Сюжетные танцы - это вершина художественного достижения украинцев, так как они поразительно богатые тематически и найдосконалиши по форме (лексика, композиция, музыка).

Хоровод - один из древнейших жанров народного танцевального искусства.

Хоровод - это найдревниший проявление народного гения - сохранил свою первооснову.

Начатые в давние возрасты в обрядово-звичаевий поэзии, лирические, трогательные хороводы, которые на Приднепровье, Подолье, Волыни называют веснушками, а в некоторых надбужанських и забужанських селах той же Волыни - рогульками; на Галиции - гайвками (яловками, яголойками, гагилками, галагйлкамн, явилками, маевками и т.п.); на Слобожанщине и в некоторых районах Черниговщины и на северо-востоке Сумской области - карагодами, были непосредственно связаны с трудовой деятельностью человека.

В определении срока и сущности хоровода, полностью разделяя мысли К. Толейзовського, который в своей работе "Образы русской народной хореографии" аргументированно доказывает, что древнеславянский хоровод явление самобытное, самостоятельное, лишь дополним благоприятные мотивации автора примером: гуцульский, болгарский, сербский танце "круг" и до сих пор не изменили свое название на "хоровод".

Хороводы возникли и сформировались на протяжении возрастов в определенных географических, исторических, социально-экономических условиях в результате расширения амплитуды действия народных игр, игрищ, которые были неотъемлемой частью звичаевости, языческих пережитков в тех или других этнических группах людей. Все эти обстоятельства дали толчок к созданию определенных вариантов музыкально-хореографического фольклора, появления местных, локальных вариантив.

Весну славяне встречали торжественно, радостно, празднично, с песнями, играми, развлечениями, танцами, которые в народе поэтически и образно называли веснушками.

По традиции веснушек пели и водили лишь девушки, которых нередко сравнивают с красным солнцем (это отголосок еще матриархата) - в ранние времена они были повелительницами многих весенних, русальных, купальських игрищ.

В более поздний времена в хороводах, точнее в хороводных играх, уже принимают участие и мужчины (об этом свидетельствуют тексты многих хороводных игр). Иногда роли отца, матери играли летные мужчины и женщины.

Дети всегда бывали на народных праздниках. Взрослые нередко "подстраивали" их в конец, "чтобы учили танцевать".

Существует и целый ряд сугубо детских игр, развлечений, хороводов, танцев, забав. Такими есть хороводные игры "Кот и мышь", "Каравай", "Дед и баба", "Огород" и др.

Образцы обрядовой поэзии входят у настоящее не как этнографические музейные экспонаты, а как целебные фольклорные источники, способны удовлетворить высочайшие требования нашего современника, пленили его волшебной мелодией, вдохновенным поэтическим текстом, динамическим искрометным танцем. Вопрос общее внутренне жанрового деления изучали исследователи народного поэтического творчества. Как правило, хороводы делятся на три группы: хороводные песни, игровые хороводы, хороводные танцы.

Поддерживая такую классификацию видов, предлагаем из третьей разновидности выделить два самостоятельные: хороводный питець с песней и инструментальным сопровождением и хороводный танец в сопровождении только инструментальной му зики.

Итак, в зависимости от содержания, стилистических, хореографических особенностей, элементов актерской игры и т.п. имеем такие разновидности:

хоровод, хороводная песня - классическая форма синкретического искусства (слово, музыка, хореография) - "А уже весна", "Ой Иванчику - билоданчику", "Плету, плету леску";

хороводное игра-развлечение, игровые хороводы в сопровождении песни, ганцю или объединение этих двух компонентов ("Подушечка", "Теща и зять", "Гей, женщина, домой, домой!";

хороводный танец с песней и инструментальным сопровождением ("Ой завью венки", "Марена");

хороводный танец с инструментальным сопровождением ("Голубок - голубочок", "Подолянчик", "Перепилка").

Проанализируем очень коротко каждый из названных разновидностей. Хоровод, хороводная песня - массовое вокально-хореографическое действие, в которому все участники исполняют песню, сопровождая ее простыми шагами, ходим в ключе или в круге. Основное внимание отводится вокала. В мелодии заложены основное эмоциональное содержание, а поэтический текст и хореография отходят на второй план. В этой разновидности основное образно-тематическое начало, а итак мелодичная линия песни, же правило, сосредоточенная в запении.

Хороводное игра-развлечение, игровые хороводы в сопровождении песни, танца или объединение этих двух компонентов. Хороводная игра как подчинительно-содержательный элемент обрядности занимает здесь одно из ведущих мест. Каждый обряд, традиция, обычай имеют определенное содержание, поскольку последний является результатом: удачной охоты, победы над врагом, проводов зимы и встречи весны, начала и окончание полевых работ, совершеннолетие, свадьба и т.п..

Неопровержимое и то, что каждый обряд имеет лишь ему присущее развитие действия, церемониал и т.ин. Скажем, празднование прихода весны отличается от встречи осени; свадьба - от новогодних праздников и т.п..

Для поднятия динамического тонуса в игрищах, обрядах используются хороводы, отдельные танцевальные движения, прыжки, пидскоки, элементарные присядки, повороты. Вместе с элементами игры, иллюстративными жестами, мимикой они дополняют действие, предоставляют ей проворного тем поспрямування.

В народных играх-развлечениях, начиная от воспроизведение всеми участниками Иллюстративного действия и кончая развернутыми игрищами (за характером та формой последние относятся к народной драме), дуже вдало объединяются драматические элементы: действие, наличие художественного образу, диалогические формы и т.п. с поэтическими та музыкально-хореографическими: слово, ритм, пластика. Чрезвычайно точное определение дал хороводам И. Глебов: "Хоровод - это драматическое действие, в котором разыгрываются под песню, соответственно ее тексту (разрядка наша), сцены, которые представляют собой наиболее яркие особенности быта народа".

С мысленным взором И. Глебова перекликается О. Беленький, замечая, что содержание, перекинутое народными играми от обряда до драматическим зрелищ, пройдено, и мы уже на грунте, где зарождается комедия".

Прибавим, что для своего зарождения комедия имела все, или почти все: и персонифицированные образы (Солнце, Луна, Зима, Весна, Лето и т.п.), и антропоморфические представления о перевоплощении зверей, птиц, растений у образы людей, и целый ряд персонажей в разнообразнейший драматических коллизиях (парень и девушка, отец и иметь, свекровь и свекор, теща Й тест, немилый и т.п.). Если же дополнить это сюжетной основой и соединить ее с музыкальным сопровождением, то перед нами явится законченный спектакль.

В этой категории хороводных игр мы уже не имеем оснований вести речь лишь о триединстве. К сожалению, на элементы драмы исследователи-музыковеды не обращают достаточного внимания, имело того, они не считали и не считают их за полноценный четвертый компонент синтеза искусства в хороводах. А именно в хороводах, музыкальных играх, развлечениях спорили основы первоначальной народной драм , которые в дальнейшем перешли в народный театр.

Солисты-исполнители, бесспорно, были прародителями скоморохов, а потому й актеров народной драмы.

Не последнюю роль среди участников сыграет хороводниця - проводница или проводник. Дело не в названии, которое бытует в той или другой местности, а в том, что на Эти роли избирались наилучшие, найталановитиши исполнители хороводов: певицы, певца и танцоры (в зависимости от характера хоровода), которые хорошо знают репертуар, пользуются общей благосклонностью всех участников, сообразительные, остроумные. От них зависит выбор песен, их последовательность с другими видами развлечений (танцами, играми и т.п.). На Украине чаще всего за водителя избирают женщину, иногда право водить хоровод предоставляют девушке на издании, а также летной женщине. Если в хороводе смышленый водитель, то даже безголосые участники подпевают или приплясывают. В хороводах или в играх с любовным содержанием от участников -солистов, которые часто изменялись в зависимости от текста, не требовалось какого-то обширного дарования - сам игровой элемент или взаимные симпатии помогали участникам найти свой образ.

Определенное социальное окружающая среда, новые условия жизни изменяли некоторые хороводы и по смыслу, и по форме, тем не менее в них оставалась драматическая основа, которая разыгрывалась под текст песни и иллюстрировалась сценами, которые отображают наиболее яркие особенности жизни и быта народа ("Дружба", "Молодец”).

По обыкновению, небольшая деталь в рядженни (уса или борода из паклю или из полушубка) помогает исполнителю создать тот или другой образ. Это же касается и тех, кто изображает в хороводах птиц, животные, зверел (хвост из бечевки, уха из обрезков кожи и т.п.. Если же дополним костюм Еще и примитивной маской -"личиной" и возьмем к рукам атрибуты (посошок, кнут, бубен, свирель и т.п.) - то это уже настоящий персонаж.

Во многих хороводах солисты используют аксессуары (пенки, ленты и т.п.). Так, красная лента или платок в руках умелых хороводникив - своеобразный сигнал-призыв к началу танца. Это спричинюе не только местонахождение ведущей на определенном расстоянии от сдачи участников, а и этическая сторона этого действия - не прибегать к вигукив.

Хороводный танец с песней, как правило, выполняется в медленном темпе. Это связано прежде всего с вокальной стороной. Лексика и композиционное построение очень лаконичные и простые для выполнения. Соответствующие и к музыкальным периодам (по 8 тактов обычный и 16 тактов увеличенный) и. хореографические структурные построения, которые уже объединяются с точными музыкальными повторами. Расширяется диапазон композиционных засобив.

Интересный за композицией хороводный танец "Марена", в котором девушки, танцуя и петь, плетут венки, украшают Марену венками, цветами, лентами. Во время танца участницы создают элементарные построени-звездочки, горизонтальные линии, двойные круги и т.п.. Тем не менее такие картины-построения не мешают исполнять песню выразительно, мелодично.

В русальном хороводном танце "Ой завью венки" девушки с помощью венчиков - прадавнього символа брака, - выплетенных из полевых цветов, ведут, петь, своеобразный орнаментальный хоровод. Рисунок зависит от ведущей и строится в форме круга, полукруга и т.п.. Создание определенных постоянных художественных образцов с использованием при этом импровизационных элементов неотъемлемая черта украинской народной хореографии, которая испытала дальнейшего развития в современному народно сценическом танце. Неповторимые исполнители-импровизаторы одного движения или образа есть в каждом ансамбли народного танца.

Хороводный танец с инструментальным супроводом.

В некоторых хороводах в процессе продолжительного эволюционного развития поэтическое слово постепенно потеряло свое доминирующее значение и передало образно-действующие функции пластике движения.

Ныне имеем много хороводов и хороводных танцев с идентичными названиями "Бондарь", "Шевчик", "Кузнец", "Гречко", "Лен", и др.

В хороводные танцы постепенно трансформировались и некоторые хороводы, в которых солисты, постепенно совершенствуя свой хореографический текст, ускоряли темп выполнения (причем их действие отнюдь не теряло своего первоначального значения). Так, постепенно переходят в танец "Подоляночка", "Голубка", “Перепилка”. Нередко с течением времени в хороводных танцах изменяется музыкальное сопровождение, которое отличается от хороводов не только темпоритмом, а и мелодией. В зависимости от темпа выполнения хороводные танцы делятся на медленные и быстрые. Встречаем и мешанные темпы (запение медленное - припев быстрый).

В медленных - акцент приходится на пространственно - плоскисний рисунок ("Воритця", "Змейка", "Зайнько" и т.п.). В некоторых танцах ощутимый изобразительный элемент ("Льонок”, "Просо", "Камыш") широко используются орнаментальные рисунки.

Лексика: шаги, припадания, дорожки и т.п.. Участники не служат фоном, как это было в иллюстративных хороводных песнях, а активно действуют вместе с солистами - импровизаторами. Следует отметить, что рядом со стандартными построениями-схемами хороводного танца значительно распространяется танец-импровизация . Это тот будущий мостик, который соединит хороводный танец из бытовым, оставаясь самостоятельной формой народного хореографического творчества.

Во время щедрування, колядование, как собиралось многие люди (например, зимние ярмарки), на Украине водили метелицу ("Вьюга". "Метель", "Еремея”). Девушки, щеголяя перед парнями, одевали полушубки, наилучшие платки. Хороводы чередовались с зимними играми и развлечениями (игра у снежки, штурм снеговой крепости), а также с вертепом разнообразными массовыми действами, рядженнями. "Метелица" из хоровода в сопровождении песни постепенно трансформировалась в хороводный танец, а с развитием танцевальной техники (с выделением солистов, выполнением сложных па) и в бытовой народный танец. Несмотря на дифференциацию этих разновидностей, среди них встречаются и отдельные варианты с единой темой, сюжетом и т.п.. И хотя не всегда четко очерчиваются границы между этими разновидностями, анализируя общую структуру произведения и определяя удельный вес тех или других выразительных средств в нем, можем отнести тот или другой хоровод к определенной группе.