Закономерности пополнения хореографической лексики и ее новообразование

Главная - Культура - Закономерности пополнения хореографической лексики и ее новообразование

Перед украинскими хореографами стоит почетная задача воссоздавать в художественных образах жизни своего народа. В роботах ведущих балетмейстеров танец выступает як действующее, образно-эмоциональное произведение с четкой сюжетной основой. И прежде всего, в постановках, где воспроизведена трудовая деятельность современника, воспето его жизнь, быт: "На кукурузном поле", "Вышивальщицы", "Мы помним", "Моряки флотилии "Украина" П. Вирського, "Лесорубы" В. Петрика, "Карпатская смеречина" Г. Левиной, "Полесские льноводы" В. Починка, "Орлятко" Г. Клокова, "Бокораши" М. Сусликовата др.

Расширение тематики народной хореографии, обращение к важным социальное - философских проблем поставило перед творцами танца требование не только совершенствовать имеющиеся средства выразительности, а и находить новые.

"Безмерно разнообразный человек, без конца она изменяет свой пластический язык, - отмечал М. Фокин. Своя радость и горе, и все душевные переживания она высказывает в разнообразнейший тай часто прекрасных формах, поэтому нельзя сводить к единой форме всю ее телесную выразительность".

Танец начинается из движений, которые , органически объединяясь, идут к зарождению образа с определенным идейно - эмоциональным рядом. Основным средством выразительности в народном танце есть лексика, и целиком закономерно, что ее развитие предопределяет обогащение всего виражально-зображувального хореографического комплекса.

Среди многих движений, которые функционируют в хореографии, четко выделяются определенные группы, которые создают ее основной лексический подход. К этому фонду входят найхарактерниши па: хода, тинки, пляси, дорожки, вирьовочки, присядки, блине, голубце, кабрмли, разнообразные обороты, стрибкови движения и т.п..

Присядки, тикки, вихилясники, вирьовочки и другие движения изображают характерные признаки: бытуют по всей Украине. Используются во многих видах (классический, народный, радний танце) и жанрах (хороводы, быту, сюжетные танцы), а затем, присущие национальной хореографии и классифицируются как движения давнего происхождения, к основному фонду принадлежат не только названные движения. скажем, современный бегунок настолько же распространен, как и энергичный танец. Вдобавок, некоторые движения могут быть сводными в одной местности, а в другой - подчиненными, не менее употребляемыми.

Как уже отмечалось, хореография-искусство, которое присущий средствами воссоздает жизнь народа, его быт, культуру, обзор и т.п. и, как остальные виды искусств, отбивает процессы, которые буваються на современном этапе развития культуры.

Движущей силой развития искусств есть взаимовлияние и обогащения национальных культур. Рождаются новые изменения общения культур: национальные декады литературы и в, фестивале, обзоры, праздника песни и танца, народные гуляния, Пне вечера, посвященные выдающимся деятелям литературы и искусства и т.д. Творческие взаимовлияния насыщают искусство рафии новыми выразительными средствами, которые, определенным чином формируясь, становятся достоянием того или другого народа. К же, популяризация средствами кино, радио, телевидение, прессы достижений в области литературы и искусств открывает невиданные шестые для обогащения всех видов художественного творчества, хореографии. Вместе с тем, следует предотвращать перенесение движений, жестов, с одной к другой национальной культуре. В определенной степени касается постановок знаменитого гопака отдельными коллективами. Стандартизированная лексика - композиционная схема, музыкальный суррогат из мелодий гопаков, казачков, горлиц, метелиц доминируют в таких постановках. Танцоры один за одинци выполняют сногсшибательные движения и вихиляси, заимствованные из танцев всех времен и народов, из всех видов, жанров и форм хореографии Бездумное, механическое копирование лучших профессиональных явится приводит к потере самобытности, нивелирования стилистические особенностей национальной хореографии. Более всего от этого предостеречь руководителей - начинающих самодеятельных коллективов, еще не имеют достаточного опыта в постановчий работе и что всегда совершенно владеют сложной палитрой выразительный средств. Лучше обращаться к печатным источникам с записями народных танцев, поставленных в ведущих профессиональных самодеятельных коллективах. Целесообразно напомнить историю И. Мойсеева или "На кукурузном поле" П. Вирського. Эти дали толчок к воспроизведению в народной хореографии современной сельскохозяйственной работы. Пользуясь небольшое количеством движений, выдающиеся мастера создали четкие за своей архитехникой постановки, которые благодаря кино, телевидению, запись стали украшением репертуара многих коллективов. Известно, что или более богатый пластический арсенал, которым оперирует балетмейстер, рельефниша структура созданного им танца, тем много яскравише образное выражение от постановки. Применений "стандартизированных " движений вызывает раздражение в зритель чувства недовольства. Именно поэтому творчество направлено на обогащение хореографической лексики. Достойный вклад в развитие теории и практики украинской народно сценической хореографической лексики сделали В. Верховинець, О. Собол Р. Герасимчук, П. Вирськйй, В. Вронський, В. Петрик, Л. Калинии Д. Ласточка, О. Гомон, М. Вантух, О. Матвсев, А. Кривохш Г. Назаренко, Я. Чуперчук, О. Опанасенко, К. Балог, В. Михаил Т. Ерлих, В. Зинькевич и другие балетмейстеры и исполнители танцоры.