Охрана труда в Украине; проблемы, опыт и перспективы


Неудовлетворительное состояние охраны труда тяжелым грузом ложится на экономику пидприемтсв, организаций, всего государства. Ежегодно почти 17 000 лиц становятся инвалидами в результате травм и профзаболеваний. Численность пенсионеров по трудовому калицству в прошлом году перевищила 150 000, а пенсионеров в связи с потерей кормильца в результате несчастного случая - 50 000 лиц. Общая сумма расходов на финансирование льготных профессиональных пенсий и пенсии по трудовому увечью, вишкодування вреда потерпевшим на производстве и других расходов, увязка с этим, сегодня представляет от 10-15 процентов фонда оплаты труда в промышленности, а в отдельных отраслях и регионах - от 15-30 процентов. Особенно остро эти проблемы чувствуются на пидприемтсвах отраслей с высоким уровнем профессионального риска.

Вызывает обеспокоенность состояние охраны труда и обеспечения социальных гарантий на предприятиях негосударственного сектору экономики, который все увеличивается. Здесь нарушения правил безопасности носят массовый характер, допускается сокрытие несчастных случаев, своеволия работодателей в сдержке длительности рабочего времени, отдыха, уклонения от выплат и компенсаций за причиненный вред от несчастных случаев.

Приоритети в работе из охраны труда, как и раньше, спямовани не на осуществление профилактических мер, а на предоставление разных компенсаций и льгот. В значительной мере это связано нестраховым характером механизма социальной защиты от профессиональных рисков, а также с отсутствием организационной связи пределов системами охраны труда и социального страхования.

Новые условия ведения хозяйства требуют и новых, более эффективных форм и методов профилактической работы. Имеется в виду переход на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Задачиввести такой механизм управления охраной труда, когда работодателям будет экономически не выгодно иметь шкидливи и опасные условия производства (установление дифференцированных страховых тарифов в зависимости от состояния охраны труда на предприятиях).

Обеспечить надежное финансирование расходов, повМязаних с выплатой компенсаций работникам при потере работоспособности, а также пенсий по инвалидности и в случае смерти кормильца.

Организовать надежную систему медицинской, профессиональной и социальной реабилитации потерпевших на производстве.

Значительно повысить уровень всей профилактической работы относительно предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Международное законодательство об охране труда

Конвенции и рекомендации МОП в трех томах, - К., Основа, 1997

МОП (международная организация труда) была создана в 1919 г. как автономная институция при Лиге Наций, а с 1946 г. - как первое специализированное учреждение ООН (организаций объединенных наций).

Штаб-квартира МОП-МБП (международное бюро труда в Женеве, Швейцария.

Высшим органом МОП является Генеральная Конференция труда, исполнительный орган - Административный совет.

По состоянию на 1 июля в 1997 г. членами МОП являются 174 государства, принято 181 конвенция и 1881 рекомендации. Урайна является членом МОП с 1954 г.

Главной целью МОП, согласно ее Уставу, является содействие установлению мира на основе социальной справедливости, улучшения условий труда и жизни работников всех стран.

К основным направлениям деятельности МОП принадлежат: участие в международно-правовом регулировании труда путем разрабатывания и принятия нормативных актов (конвенций и рекомендаций) по вопросам условий труда и жизни работников;

Разрабатывание и осуществление международных целевых программ, направленных на решение важных социальнотрудовых проблем (занятость, условия труда и др.),





Вернуться назад