Комплексность подхода изучения предмета БЖД, связок с профилирующими и другими дисциплинами


Комплексность подхода изучения предмета БЖД, связок с профилирующими и другими дисциплинами

Исходя из современных представлений, безопасность жизнедеятельности является многогранным объектом понимания и восприятия действительности, который требует интеграции разных стратегий, сфер, аспектов, форм и уровней познания. Составляющими этой отрасли являются разнообразные науки о безопасности.

Во всем мире большое внимание уделяется изучению дисциплин, связанных с вопросами безопасности. Согласно Европейской программе учебы в сфере наук из рисков «FORM-OSE» науки о безопасности имеют мировоззренческо-профессиональный характер. К ним принадлежат:

* гуманитарные (философия, теология, лингвистика);

* естественные (математика, физика, химия, биология);

* инженерные науки (сопротивление материалов, инженерное дело, электроника);

* науки о человеке (медицина, психология, эргономика, педагогика);

* науки об обществе (социология, экономика,, право). Науки о безопасности имеют общую и отдельные части.

Рис. 1. Структура наук о безопасности

Гуманитарные, естественные, инженерные науки, науки о человеке и об обществе являются составляющими области знаний, которая зовется безопасностью жизнедеятельности, своего рода корнем генеалогического дерева знаний в сфере безопасности жизнедеятельности. Из этого корня «проросли» экологическая культура, социальная экология и другие науки.

Кроной этого дерева является охрана труда, гигиена труда, пожарная безопасность, инженерная психология, гражданская оборона, основы медицинских знаний, охрана окружающей естественной среды, промышленная экология, социальная и коммунальная гигиена и много других дисциплин.

В некоторых учебниках, справочниках и даже нормативной литературе дается определение безопасности жизнедеятельности как науки, в частности, науки о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой, в которой она находится.

Наука - это сфера человеческой деятельности, функциями которой являются проработка и теоретическое систематизирование объективных знаний о мире, а целью - описание, объяснение и предвидение процессов и явлений действительности, которые представляют предмет ее изучения, на основе законов, которые она открывает. Каждая наука имеет собственный методологический аппарат, структуру исследований, язык. Наука отличается от повседневного сознания тем, что она теоретически обосновывает действительность.

Исходя из изложенного выше, безопасность жизнедеятельности пока что не может считаться наукой, поскольку в ней отсутствуют некоторые признаки, обязательно присущие каждой науке, такие как особенные методы и структура исследований и тому подобное: В то же время есть основания считать, что именно сейчас она формируется как наука, и потому авторы относятся к ней как к науке, а также, насколько это им по силам, стремятся сделать свой взнос в становление безопасности жизнедеятельности как науки.

Хоть понятие жизнедеятельности существовало от начала существования человечества, сам термин «жизнедеятельность» сравнительно новый. Этот срок появился с появлением пилотируемой космонавтики, но сейчас он все шире используется во всех сферах: мы говорим о жизнедеятельности села, города, района, даже о жизнедеятельности микроорганизмов, хоть это, как будет видно из дальнейшего текста, не совсем правильно.

«Жизнедеятельность» состоит из двух слов - «жизнь» и «деятельность», потому выясним сначала содержание каждого из них.

Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, разных форм движения, возможность приспособления к среде и наличие обмена веществ и реакции на раздражение.

Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими -физичною, химической, энергетической и тому подобное. Неотъемлемым свойством всего живого есть активность. Следовательно, активность является свойством всего живого, то есть термин «жизнь» уже в некоторой степени предусматривает активную деятельность.





Вернуться назад