Примеры наибольших техногенных катастроф в мире


Примеры наибольших техногенных катастроф в мире

Что же такое катастрофа? В первую очередь - событие, которое происходит быстро и внезапно. Ведь если в карьере подрывают пустую породу для того, чтобы добраться до руды, то этот взрыв, даже если он сильный и разрушительный, - вовсе не катастрофический, а тщательным образом подготовлен и запланирован. Любая катастрофа обязательно оборачивается бедой - разрушениями, гибелью людей. Но сам главный вопрос, который волнует людей, - почему происходят катастрофы? К недавним порам казалось, что основным виновником неожиданных несчастий является неумная стихия. Но внимательно присмотревшись к перечню катастроф, легко увидеть, что не меньшую, а даже большую опасность таят в себе создания человеческих рук. Аварии атомных реакторов и взрывы химических заводов, падения самолетов и столкновения поездов - сообщение об этих событиях есть практически в каждой газете и ежедневных выпусках новостей. Вот наибольшие из них.

В 1974 году американским штатам Миссисипи и Аризона угрожал ураган, который двигался из океана, "Камилла". Во избежание возможных разрушений, было принятое решение "расстрелять" его зарядами с йодистым серебром. Было известно, что это вещество способно действовать на возмущенную атмосферу, как успокоительные таблетки на человека. Однако результат оказался прямо противоположным. После обстрела ураган, который взбесился, как будто зверь, лишь усилился и повернул в другой, еще более опасную для жителей этого района, сторона. В результате "укрощения" "Камилли" 234 мужчины погибли, а тысячи остались без крыши над головой.

В последние десятилетия практически все реки Германии были закованы инженерами-гидротехникой в бетонные берега, чтобы людям было более легко руководить их течением. Несколько лет назад покрыты таким панцирем наибольшие реки страны - Рейн, Мозель, Инн - не смогли справиться с рясним таянием снега, и уровень их поднялся больше чем на 10 м выше обычного. Результатом этого стало катастрофическое наводнение, наибольшее за последние 100 лет в Германии. Она нанесла большую потерю хозяйству страны, хотя и закончилась, к счастью без жертв.

Одним из основных ресурсов государства Бангладеш есть древесина. Продавая ее в Америку и Европу, эта небогатая страна получает валюту, покупая потом на нее продукты питания, машины, бензин. В результате вырубки лесов реки в этой стране чаще стали выходить из берегов и в мае 1991 года в Бангладеш состоялось катастрофическое наводнение, которое забрало 125000 человеческих жизней.

Кажется, что землетрясение - это стихия, абсолютно не связанная с деятельностью человека. Но это не так. Выбирая из-под земли нефть, накачуючи туда загрязненную воду, человек может сильно влиять на процессы, спрятанные от ее глаз глубоко под землей. Поэтому в районах нефте- и газодобыче все чаще происходят подземные толчки. Об этом хорошо знают жители русского города Грозный и американский Лос-Анджелесу. Достаточно сказать, что в Татарии, где уже давно ведется добыча нефти, с 1986 по 1989 г. зарегистрировано 198 больших и малых землетрясений! Не меньшую опасность несет и строительство водоемов.

Огромные массы воды, специально собранные человеком в одном месте, жмут на земную затвердеваний, вынуждая смещаться подземные слои. В результате этих движений в районах больших искусственных озер возникают землетрясения. В некоторых случаях, например на водоемах Кремаста в Греции или Койна в Индии, эти землетрясения имели катастрофические последствия.

Но что там ураганы и подземные толчки. Известна всему миру трагедия последних десятилетий - катастрофическая засуха в африканском Сахеле, в результате какой уже сотни тысяч людей умерло от голода, - тоже результат действия человеческих рук недотеп. По мнению большинства ученых, губительное иссушение земель на огромных площадях состоялось не в результате естественного изменения климата, а через неправильное ведение населению сельского хозяйства.

В 1988 году в Флориде при заполнении дизельным топливом лопнул резервуар. Приблизительно 14000 тонн горючего за считанные секунды гигантской волной высотой 10 м перехльоснули через заградительную насыпь и попали в реку Мононгахилу. Без воды остались 23 тыс. человек, пришлось эвакуировать 1200 семейств, закрыть десятки предприятий.

В мировом морском транспорте ежегодно испытывают аварии свыше 8000 кораблей, из них погибает свыше 200 единиц. Непосредственную опасность для жизни во время аварии испытывают свыше 6000 людей, из которых около 2000 погибает.

Самая тяжелая в истории мореходности катастрофа пассажирского судна "Дона Пас" в районе Филиппин забрала 3132 жизни. Того же года в катастрофе английского пассажирского парома "Геральд офф фри ентерпрайз" погибло 1193 лица. При расследовании последней катастрофы оказалось, что непосредственной причиной стала коллективная ошибка капитана и команды. Человеческие ошибки привели к гибели технически исправных кораблей "Михаил Ломоносов" и "Адмирал Нахимов" при спокойном море и ясной погоде.В 1991 году в Северном море в результате технической неисправности затонула боевая атомная лодка "Комсомолец". Часть экипажа погибла, а на дне под ненадежной защитой корпуса остались заряды с плутонием - одним из наиболее радиоактивных и ядовитых веществ на Земле (смертельная для человека доза - 0,0001 г.). Чем закончится эта катастрофа, пока невозможно предусмотреть.





Вернуться назад