Жизнедеятельность как процесс существования и самореализации индивида в единстве его жизненных потребностей и возможностей

Главная - Безопасность жизнедеятельности - Жизнедеятельность как процесс существования и самореализации индивида в единстве его жизненных потребностей и возможностей

Понятие жизнедеятельности существовало от начала существования человечества, сам термин «жизнедеятельность» сравнительно новый. Этот срок появился с появлением пилотируемой космонавтики, но сейчас он все шире используется во всех сферах: мы говорим о жизнедеятельности села, города, района, даже о жизнедеятельности микроорганизмов, хоть это, как будет видно из дальнейшего текста, не совсем правильно.

«Жизнедеятельность» состоит из двух слов — «жизнь» и «деятельность», потому выясним сначала содержание каждого из них.

Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, разных форм движения, возможность приспособления к среде и наличие обмена веществ и реакции на раздражение.

Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими -физичною, химической, энергетической и тому подобное. Неотъемлемым свойством всего живого есть активность. «Все живые существа должны действовать или же погибнуть. Мышь должна находиться в состоянии движения, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти» (Сельв Г. Вот мечты к открытию. — М., 1987. — С. 32). Следовательно, активность является свойством всего живого, то есть термин «жизнь» уже в некоторой степени предусматривает активную деятельность.

Деятельность является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, содержание которого заключается в целесообразном изменении и превращении в интересах человека окружающей среды.

Понятие «человек», «жизнь» и «деятельность человека» шире розгляне-мо в следующем разделе. Сейчас же лишь отметим, что человеческая активность имеет особенность, которая отличает ее от активности остальных живых организмов и существ. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и трансформирует его для удовлетворения собственных потребностей, активно взаимодействует с ним, благодаря чему и достигает сознательно поставленной цели, которая возникла в результате проявления у нее определенной потребности.

Как элемент природы и звено в глобальной экологической системе человек чувствует на себе влияние законов естественного мира. В то же время благодаря своей деятельности, которая сочетает ее биологическую, социальную и духовно-культурную сущности, человек сам влияет на природу, изменяя и пристосовуючи ее в соответствии с законами общественного развития для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Следовательно, под жизнедеятельностью понимает свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая ее окружает, а процесс сбалансированного существования и самореализации индивида, группы людей, общества и человечества в целом в единстве их жизненных потребностей и возможностей.

Жизнедеятельность изучают, используя системный подход, путем анализа прямых и обратных связей в системе «человек — жит-теве среда». Невозможно изучать особенности человека, коллектива или общества, не учитывая их места в окружающей среде и состояния этой среды. Поэтому БЖД изучает человека и ее окружающая среда сама в системе «человек — жизненная среда». Вне пределов этой системы человек является объектом изучения антропологии, медицины, психологии, социологии и многих других наук. Среду, которая окружает человека вне пределов этой системы, изучают астрономия, география, геология, биология, экология и тому подобное.

Система «человек — жизненная среда» является сложной системой в том понимании, что у нее, как правило, входит большое количество переменных и между которыми существует большое количество связей. Известно, что чем больше переменных и связей между ними имеет система, тем тяжелее эти связки поддаются математической обработке и выведению универсальных законов. Сложность изучения систем «человек — Жизненная среда» предопределяется также и тем, что эти системы являются многоуровневыми, содержат в себе позитивные, негативные и гомеостатические обратные связки и имеют много емерджентних свойств.

Человек является одним из eлeмeнтiв отмеченной системы, в которой под термином «человек», - понимает не только одно существо, индивид, но и группа людей, коллектив, жители населенного пункта, региона, страны, общество, человечество в целом.

Хоть основным объектом изучения безопасности жизнедеятельности являются связки в системе «человек — жизненная среда», в центре внимания находится человек как самоцель развития общества.

В зависимости от того, что мы понимаем под термином «человек» в системе «человек — жизненная среда», определяется уровень этой системы, которая Детально будет проанализирована дальше.