Физиологичная и психологическая надежность человека с точки зрения БЖД

Главная - Безопасность жизнедеятельности - Физиологичная и психологическая надежность человека с точки зрения БЖД

Эволюция обеспечила человеческий организм высокими резервами стойкости и надежности, что предопределенно взаимодействием всех систем, целостностью, возможностью к адаптации и компенсации во всех звеньях и состоянием относительной динамической стабильности. Достаточно привести несколько примеров. В первую очередь это касается человеческого мозга. Одни исследователи считают, что он используется на 2-3%, другие — на 5-6% потенциальных возможностей. Запас прочности «конструкции человека» имеет коэффициент 10, то есть организм человека может выдерживать нагрузку в 10 раз больше, нежу практической деятельности. Сердце человека является органом кровообращения; оно в течение всей жизни делает более 109 сокращений, в то время как самая современная система обеспечивает 10и, то есть в 100 раз меньше.

Из приведенных примеров видно, что резервы организма человека надзви-чайно высоки. Это дает возможность выживать человеку как биологическому виду в сложных условиях. В результате своей бурной трудовой деятельности человек на рубеже третьего тысячелетия достиг огромных успехов в превращении окружающего мира. Однако достижения человека в области науки, техники, производства при создании комфортных условий жизни привели к образованию новых видов опасности и к деградации резервов организма человека.

С позиций безопасности жизнедеятельности особенно важным является то, что органы чувств воспринимают и сигнализируют о разнообразных видах и ровных опасностях. Например: человек видит на своем пути автомобиль, который двигается, и отходит в сторону; шум грома, который приближается, вынуждает человека спрятаться, — и таких примеров можно навести огромное количество. Полученная информация передается в мозг человека; он ее анализирует, синтезирует и выдает соответствующие команды исполнительным органам. В зависимости от характера получаемой информации, ее ценности будет определяться следующее действие человека. В то же время, для выяснения средств отображения в сознании человека объектов и процессов, которые происходят во внешней среде, необходимо знать, каким образом устроенные органы чувств, и иметь представление об их взаимодействии.

В современной физиологии, учитывая анатомическое единство и общность функций, различают восемь анализаторов. Однако в системе взаимодействия человека с объектами окружающей среды главными или доминирующими при выявлении опасности все же выступают * зрительный, * слуховой и * кожный анализаторы. Другие выполняют вспомогательную, или дополняющую, функцию. В то же время необходимо учитывать, также и то обстоятельство, что в современных условиях есть целый ряд опасных факторов, которые создают чрезвычайно важное биологическое действие на человеческий организм, но для их восприятия нет соответствующих естественных анализаторов. Это в первую очередь касается ионизирующих излучений и электромагнитных полей сверхвысоких диапазонов частот (так называемые НВЧ-випроминювання). Человек не в состоянии их почувствовать непосредственно, а начинает чувствовать лишь их опосредствованные'(преимущественно очень опасные для здоровья) последствия. Для устранения этого пробела разработаны разнообразные технические средства, которые позволяют чувствовать ионизирующее излучение, «слышать» радиоволны и ультразвук, «видеть» инфракрасное излучение и тому подобное.

Человек как живое существо имеет две самых характерных составляющей: организм и психику.

Организм как биофизиологичную систему мы, рассмотрели раньше.

Психика — это свойство нервной системы, благодаря которому, :

-здийснюеться связь с внешним миром;

-координуеться работа всего организма;

-организми действует в ответ на раздражение сигналов (рефлекс).

Нервная система — это совокупность структур в организме, которая объединяет деятельность всех органов и систем и обеспечивает функционирование организма как единого целого в его постоянном взаимодействии с внешней средой.

Функции нервной системы :

-Сприймае внешнее и внутреннее раздражение

-Анализуе и превращает воспринятую информацию